Программное Послание президента России Федеральному собранию стало рубежным событием, точкой отсчета нового периода развития страны. Поставленные в нем масштабные задачи потребуют совершенно новых методов управления экономикой страны, создания совершенно новых общественно-политических и институциональных условий. Не говоря уже о новых технологиях, развитие которых стремительно меняет лицо мира.
Президент особо отметил опасность отставания от ведущих экономик мира. Смена экономико-технологических условий происходит невиданными ранее темпами, которые необходимо и нам выдерживать, иначе могут появиться беспрецедентные риски во всех отраслях – от образования до обороны.
Роль партии «Единая Россия» в подготовке и проведении предстоящих преобразований очевидно велика.
Остановлюсь на ряде главных принципов развития и ряде неотложных действий. Первое, на что надо обратить внимание, – это ориентация государственных функций на благо нынешних поколений, на заметные через каждые два-три года результаты.
На протяжении ХХ века государство говорило людям о светлом будущем. Десятилетиями государство утверждало, что где-то в следующем поколении наступит «хорошая жизнь», и поэтому нужно терпеть. Например, было распространено мнение, что «наши дети будут жить при коммунизме, и поэтому надо терпеть». Мы обязаны добиться, чтобы благосостояние и достаток были явью для сегодняшнего поколения граждан России. Необходимо, чтобы большинство людей ощутили перемены к лучшему, смогли сказать, что живут лучше, чем несколько лет назад.
Второе – это четкое прозрачное распределение ответственности. Сегодня остро необходимо усиление персональной ответственности. Коллективная ответственность, как мы видим, порождает индивидуальную безответственность. Зачастую контрольно-надзорные органы дублируют друг друга и гораздо больше тратят, чем дают государству и гражданам. Такую ситуацию необходимо быстро изменить. И я считаю совершенно естественным для партии «Единая Россия» в лице ее высшего и генерального советов, фракций в парламентах всех уровней, ее экспертного совета, ее дискуссионных платформ совместно с федеральными органами исполнительной власти включиться в эту работу.
Образно говоря, необходимо создать комплексную технологическую карту системы власти и управления, полномочий и ответственности, контроля и надзора. Результатом этого станет возможность отслеживать ситуацию в динамике, с численностью занятых в государственном и муниципальном секторе и с информацией о полученных или недополученных на исполнение функций ресурсах.
Можно и нужно сокращать ведомственные аппараты, проводить переквалификацию, сокращать количество чиновников, которые якобы контролируют и регистрируют, нужно заменять непроизводительный труд новыми институциональными и технологическими решениями. Ввиду уже имеющихся успехов цифровизации управленческих процессов таких возможностей становится все больше и больше. Но такая технологическая карта должна быть не просто картинкой для наблюдений, а источником решений о преобразованиях и их индикатором.
Третье – это качество отечественной правовой базы – законодательства и подзаконных актов, их ориентация на цели ускоренного развития. Сегодня назрел вопрос о комплексном аудите функций ведущих государственных институтов с их переориентацией на ускоренное развитие страны. Эта работа актуальна в свете задач, поставленных в Послании президента.
Четвертое – это необходимость активизации «спящих резервов», новых сил, расширение круга субъектов перемен, субъектов развития.
В сфере экономики к таким субъектам относятся, безусловно, малые и средние предприятия. Крайне важно четко отделить нормальный малый бизнес от тех структур, которые только прикрываются этим названием. И для нормального бизнеса надо продолжить упрощать условия для честной и ответственной работы, стимулировать повышение его эффективности, производительности труда.
По данным Федеральной налоговой службы России по состоянию на март 2018 года, в Российской Федерации действует около 6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 2,8 млн юридических лиц и 3,2 млн индивидуальных предпринимателей (ИП). На них занято более 16 млн человек. Согласно данным Минэкономразвития, вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России в разы меньше, чем в развитых странах. В нашей стране сегодня малый и средний бизнес представлен в основном в розничной торговле, сельском хозяйстве, услугах, индивидуальном жилищном строительстве, а также в образовании и обучении, в то время как в странах Евросоюза, США, Японии доля малых и средних предприятий значительна в наукоемких секторах экономики.
Стратегической целью в России должно стать повышение доли малого и среднего бизнеса в производстве, в том числе высокотехнологичном. Этот объективно существующий резерв должен быть в полной мере задействован в самые короткие сроки. И одной из первоочередных мер в этой сфере должна стать модернизация бухгалтерского и налогового учета, предусматривающая, в частности, снижение в разы затрат на учет и налоговое администрирование и со стороны государства, и со стороны предприятий. Это решит и задачу повышения привлекательности российской юрисдикции для бизнеса, что также требует высокого качества правовой базы.
Я перечислил здесь лишь часть стоящих перед нами задач. Подчеркну, что партия «Единая Россия» способна стать движущей силой необходимых перемен на важнейших направлениях развития страны и на всех уровнях. Важно, чтобы в этом направлении слаженно работали все внутрипартийные институты, включая площадки недавно созданного экспертного совета партии.
Источник «Независимая газета»