Открытие государственных данных в масштабе всей России способно облегчить процесс цифровизации

В Общественной палате 28 июня прошел форум, одной из главных тем которого стал вопрос лидерства в цифровую эпоху. Лидерства персонального, предпринимательского и государственного. Как Россия, её граждане и компании могут сохранить ведущие позиции и усилиться в этих направлениях?

Смотреть фотоотчет: Фотографии с секции «Возможности лидерства в цифровой эпохе» форума в Общественной палате

Низкое качество государственного управления, является одним из главных факторов сдерживания роста экономики. Об этом неоднократно заявлял и сам Президент Владимир Путин. Поэтому важным вопросом для России в условиях сокращающейся ресурсной базы и поиска драйверов роста экономики, становится лидерство государства в цифровой среде: цифровизация государственного управления и автоматизация решений, которые влекут снижение издержек на административный персонал и повышение эффективности принимаемых решений.

Цифровые системы управления и сбора данных за последние 20 лет прочно обосновались в бизнес-среде: автоматический сбор и анализ данных, индустриальные IoT сенсоры, объединенные платформы управления предприятиями, системы машинного обучения для принятия оптимальных решений — все эти технологии внедрены или внедряются в большинстве крупных корпораций. Российские корпорации тут не исключение. Цифровизация позволяет поднять эффективность производств, снизить риски в управлении, нивелировать неполноту информации при принятии решений. При должной мере соблюдений норм информационной безопасности, цифровизация в среднесрочном периоде способна обеспечить рост эффективности во всех процессах. А это означает рост прибыли и снижение издержек.

Хорошим примером эффективной цифровизации можно назвать ПАО «Газпромнефть», которое с помощью использования инструментов машинного обучения в анализе данных геологоразведочной информации повысила чистую приведенную стоимость Восточно-Мессохоянского месторождения на 60 млрд. рублей за счет оптимизации решений во время разработки месторождения.

Государства, которые можно считать одним из проявлений суверенных народных корпораций, процесс цифровизации как способ повысить эффективность управления во многом игнорируют (за исключением Сингапура). Политические силы заняты созданием законодательных рамок для регуляции цифровых процессов, но не их внедрением в госуправление. Это при условии, что цифровизация госуправления способна драматически изменить его качество: снизить неэффективность, порождаемую плохо квалифицированными чиновниками и непрозрачными бюрократическими процессами; ограничить коррупционные схемы на низшем и среднем уровне государственных учреждений и предприятий в закупках и операционном управлении; повысить качество отчетности и улучшить прогнозирование общественно-политических параметров в государстве.

В целом в государственной цифровизации можно выделить 3 основных направления развития: Государственное управление; Взаимодействие государства и граждан; Взаимодействие государства и бизнеса.

У России, благодаря отсутствию промежуточных устаревших платформ, есть возможность полномасштабной интеграции цифровых платформ мониторинга и управления в государственные системы как федеральные, так и региональные. Наличие же практики открытия государственных данных в масштабе всей России процесс цифровизации смогло бы облегчить.

Опыт цифровизации правительства Москвы показывает, что многоплановое внедрение технологии позволяет выстроить систему качественного предоставления услуг для горожан, наладить с ними постоянный информационный обмен, повысить открытость и прозрачность действий выборных чиновников.

Такой процесс способен драматически поднять уровень доверия населения к правительству. Перенос опыта Москвы в регионы и масштабирование на уровень федеральной власти также смогло бы принести свои краткосрочные и долгосрочные дивиденды как в общественном взаимодействии, так и в системах внутреннего контроля.

Автор: Вячеслав Нечаев, научный сотрудник факультета политологии МГУ