На секции по теме международных отношений и интеграции речь шла о евразийской интеграции. Мы говорили в большей степени о месте России в мире и о том, какие проекты могут сделать ее лидером.

<…>

Первый важный аспект касается того, что тот, кто сейчас прорвется в области искусственного интеллекта, тот и будет управлять миром в будущем. У России уже есть определенные наработки, которые говорят о том, что не только американцы в этой части имеют перспективы.

Думаю, это правильный подход – не цифровизация, а развитие систем искусственного интеллекта, то направление, которое позволит России быть лидером в новом времени.

Вторая значимая идея. Чтобы сегодня быть экономическим лидером нужно заниматься не столько европейским направлением, которое безусловно для важно, но и азиатским направлением. Беда последнего в том, что там нет хорошего развитого, цивильного рынка с инструментами и институтами. Следовательно, этот рынок нужно создать самим. Когда мы говорим азиатское направление, мы имеем в виду и южно-азиатских «тигров», и Китай, и Индию, и всю Юго-восточную Азию, и наших собственных соседей. Экономисты считают, что это направление, если мы сможем на нем закрепиться, что тоже непростое дело, способно давать по 6% роста ВВП ежегодно.

Наконец, третья вещь, которая очень важна, о которой я скажу особо – у нас должен быть такой проект, который был бы интересен всем, все бы полюбили его, все бы хотели в этом участвовать. Предложения по этим проектам среди наших докладчиков были самые разнообразные – начиная освоением космоса заканчивая, извините за выражение, презервативами. На самом деле, все предложения были про одно – про человека. И с этим я полностью согласна.

На самом деле, такой проект у России уже есть. Он относится к универсальным ценностям, к правам человека. Считается, что это совершенно западная концепция, но на самом деле, от Фомы Ассизского до Франциска Ассизского к Фоме Аквинскому…

Жизнь, свобода и счастье – вот три вещи, которые любое общество должно обеспечить человеку. Если это будет, будет нормальное развитие мира. Все, что противоречит выпадает из нормального развития. Русские-то внесли главное. Это сделали наши философы-священники. Поэтому эти общие ценности – это то, что является очень важным для нас.

К сожалению, не всегда все получается. Мы не можем себя позиционировать, как страна, которая обеспечивает развитие этих трех главных ценностей. Потому что каждый, кто покушается на жизнь, свободу или счастье – изгой, неспособный существовать в цивильном мире.

Какие методы нужны, чтобы Россия стала в современном мире лидером, чтобы совершила прорыв в искусственном интеллекте, чтобы могла обеспечить себе верховенство на азиатском рынке, и главное, что могла бы обеспечить три главные ценности для любого живущего на земле – жизнь, свободу и счастье?

Что для этого надо делать? Я думаю, что главный метод – это, все-таки, то, чем мы сейчас занимаемся. В первую очередь, наладить контакты с общественностью.

Ведь сейчас мощно развивается евразийская интеграция, но из нее полностью исключены парламенты. Это было сделано по предложению Нурсултана Назарбаева. Из нее полностью исключены всякие связи с общественностью, с общественными организациями. Прервано любое поступательное движение в области образования.

Если мы сейчас это не сделаем, не восстановим связи, мы их потеряем тоже. Сейчас я еду в Астану, в которой осуществляется переход на английское право, и наняты 10 английских судей. Лично еду с ними знакомиться. Потому что английский судья Лорд Вульф, родоначальник правовой судебной реформы легенда. Вы подумайте, что произошло. А происходит замещение нашей правовой системы. Исконной нашей культуры, нашего языка и нашего правосознания.

С этим нужно что-то делать. Потому что, если мы будет допускать, а мы это допускаем, элиты идут на разрыв. Что может остановить, какой метод может остановить эти процессы? Только один – непосредственная общественность, которая будет этому сопротивляться.

Сегодня у нас этих элементов абсолютно нет. Поэтому так важна дискуссия. Нужно обязательно возвращаться к межпарламентским связям.

Я не могу добиться, чтобы появился общий институт повышения квалификации в области евразийской интеграции, хотя я 150 раз про это писала. Это тоже обязательно надо сделать, чтобы хотя бы элиты учились друг у друга.

Мы не должны позволять замещать нас, русскую культуру, русский язык и русскую правовую систему. Потому что это именно то, что объединяет наш мир, который называется Евроазиатским миром. К сожалению, мы это сдаем без боя. Я просто даже не понимаю, почему. Может быть, в связи с тем, что не хватало ресурсов, не хватало сил на это.

Поэтому я думаю, что главная задача всей интеллигенции – сохранить хоть какие-то ростки привязанности к России и развивать их.

Татьяна Нешатаева, доктор юридических наук, судья Суда Евразийского экономического союза