Сегодня в России многие педагогические работники получают крайне низкие зарплаты, а федеральные органы государственной власти фактически дистанцировались от решения этой проблемы.

В марте 2017 года Ольга Голодец публично отметила «уникальное явление» – «бедность работающего населения». Это произошло благодаря ликвидации Единой Тарифной сетки, в которой был определен размер окладов работников. И сегодня базовые должностные оклады работникам назначают региональные власти, а конкретные оклады и зарплаты в каждом государственном учреждении по закону должен назначать орган самоуправления трудового коллектива. На практике все решает работодатель. Единственное ограничение размера окладов – он не должен быть меньше базового должностного оклада, определяемого региональными властями.

Назначая мизерные оклады работникам бюджетной сферы, региональные власти за счет «сэкономленных» бюджетных средств повышают собственные зарплаты, изыскивают все новые способы «экономии», переходящей затем в «стимулирующую часть фонда оплаты труда».

В 2010 г. была введена новая система финансирования ГБУ, по которой практически все деньги, выделенные бюджетному учреждению, остаются в его распоряжении, вне зависимости от того, сколько из них не потрачено целевым образом («сэкономлено»). Тем самым, априорно работодатель и работник были поставлены в состояние бизнес-партнеров с противоположными интересами: чем меньше получат работники, тем больше перейдет денег в стимулирующий (премиальный) фонд, из которого директор может платить практически самоуправно. Кроме того, на практике в распоряжении работодателя есть огромный арсенал средств подвести работника под увольнение.

Пока по стране действовала единая тарифная сетка (пока государство по старинке еще само назначало размеры окладов работникам) само собой получалось, что главная часть зарплаты работника – оклад. Это была гарантированная часть, получаемая работником при подписании договора, очень часто оклад равнялся зарплате.

Сейчас совершенно законно работодатель может установить работнику меньшую часть зарплаты в виде оклада и большую часть зарплаты в виде негарантированной премии. Тем самым он ничего, кроме моральных норм, не нарушает. То есть сейчас законно оклад работника может быть меньше МРОТ. Размер стимулирующего фонда законно может составлять 99% в структуре фонда оплаты труда организации. В настоящее время есть и Определение Верховного суда, согласно которому «выплата стимулирующих надбавок является правом, а не безусловной обязанностью работодателя». Так что работодатель может вообще не платить стимулирующие работнику.

Новая система оплаты труда спровоцировала не представимую ранее диспропорцию в зарплатах. Об этом, на примере вузов, недавно говорила экс-министр образования О.Ю. Васильева. Обращаясь к ректорам, она заявила о недопустимости «гигантских разрывов в зарплате ректора и средних доходах преподавателей». Собственно, сейчас существует очень небольшой процент «приближенных» (по словам О.Ю. Васильевой) преподавателей и учителей, получающих заоблачные зарплаты, цифры которых поразят любого. Например, еще в 2012 году «отдельные учителя Москвы», согласно данным пресс-службы Департамента образования столицы, получали зарплату более 300 тысяч рублей. Это совершенно дико и неоправданно, когда зарплата работника одной должности отличается почти в 10 раз. И платят заоблачные зарплаты «своим» сотрудникам, это совершенно не зависит от результата работы, от профессионализма учителя – только от степени приближенности работника к руководству. Нередко оклады бюджетным сотрудникам устанавливают совершенно произвольно, под конкретных людей. Все это совершенно не соотносится с Квалификационным справочником, но кто это контролирует?

Выйти из этого тупика возможно без каких-либо дополнительных вложений: изъять право назначать базовые оклады из ведения регионов и назначать их централизованно и публично федеральным законом, ограничить размер стимулирующего фонда до 5-10 процентов в структуре Фонда оплаты труда учреждения и обязать премировать из него минимум 80 процентов работников (без учета административного аппарата), рассчитывать среднюю зарплату из расчета на ставку работы, изъять из функционала работодателя право формировать штатное расписание и менять локальными актами нагрузку работника (сейчас повсеместно количество штатных единиц сокращают, а на оставшихся возлагают их работу) и т.п.

Самое главное: отменить новую систему финансирования ГБУ. Представляется, что «сэкономленное» надо возвращать обратно в Федеральный бюджет. Тогда у руководства не будет мотивации «экономить». В противном случае «оптимизацию» (разрушение госучреждений, сокращение госуслуг) не остановить, так как невозможно каждого администратора проконтролировать.

Ирина Канторович, общественный деятель, педагог дополнительного образования,кандидат исторических наук, автор учебников для школьников

В ходе экспертного совещания по теме «Образование и муниципальная власть»