Сегодня цифровизация сопровождает развитие практически всех сфер нашей жизни: производства и потребления товаров, быта, медицинского обслуживания и образования, администрирования и государственного управления. Определённые Президентом задачи цифрового развития – это одновременно и естественный процесс эволюции отраслей, и вызов для нашей экономики, науки и системы образования.

Цифровые технологии не просто совершенствуют, ускоряют технологические процессы, но и меняют содержание работ. Это открывает как новые возможности, так и несет определенные риски. О развитии технологий в промышленности сегодня говорят многие. Говорят, что утеряна связь между наукой и производством, отстает образование. Но, например, известно, что российские пилоты гражданской авиации крайне востребованы зарубежом. Таким образом российская школа, наше образование по некоторым специальностям опережает наших конкурентов. К сожалению, это справедливо не для всей системы образования. Существует огромный разрыв между требованиями к работникам на местах и квалификацией выпускников. Почему? Причин несколько.

Во-первых, программы обучения не поспевают за изменениями в содержании работ. Особенно это актуально для профессий, связанных с цифровыми технологиями. Необходимы более гибкие подходы к обучению. Образовательная программа – это не догма, а всего лишь ориентир, примерный перечень востребованных сегодня знаний и навыков.

Во-вторых, существует дефицит научно обоснованных долгосрочных прогнозов развития отраслей. Речь идет и форсайтах, и отдельных методах стратегического планирования с привлечением экспертов. Мы не можем точно знать, какие специалисты нам будут нужны через 20 лет, но прогноз на 5 лет может быть более точен. Так почему бы не готовить специалистов в соответствии с теми потребностями, которые мы можем прогнозировать на ближайшую пятилетку?

В-третьих, нам необходимо делать обучение более практикоориентированным. Давать возможность студентам получать не только знания, но и компетенции, конкретные навыки. Такие практики, в том числе дуального обучения, существуют, они доказали свою эффективность. Но эта работа может быть более системной и включать все образовательные учреждения страны. Это огромный ресурс, который можно более интенсивно использовать, и сообразно целям технологического прорыва.

Одна их приоритетных задач, четко обозначенных Президентом – это повышение качества жизни граждан на всей территории страны.

Многие решения лежат не в плоскости науки или производства, а в плоскости государственного управления и своевременного администрирования. Развитие информационных систем взаимодействия избирателей и кандидатов, граждан и государственных структур, делают выборный, а затем и рабочий процесс более открытым. Это имеет огромные преимущества. Так граждане могут не просто наблюдать за деятельностью органов власти, но и высказывать свои пожелания, указывать на пробелы, формировать целые направления работы. Это прекрасная возможность услышать и быть услышанным сближает граждан и власть. С другой стороны, в регионах, где такая возможность не реализована, или власть остается «глухой» к обращениям, возникает риск социального напряжения. Это вопрос и компетентности чиновников на местах, и своевременного внедрения средств взаимодействия (соответствующих интернет-платформ), оперативного исполнения возникающих задач.

В этой сфере есть и более узкие, предметные зоны развития, в которых уже есть положительные результаты. Например, совершенствование взаимодействия государственных предприятий и малых, средних подрядчиков, упрощение доступа к госзаказу. Это серьезный ресурс для развития территорий присутствия малых предприятий, экономический эффект которого еще предстоит ощутить.

Денис Матвеев, эксперт ЦСКП