Современный человек и современное общество очень ревностно относятся к попыткам навязать им какие-то идеологические рамки, «предписать», «спустить сверху» параметры личной и общественной идентичности. Особенно это заметно в области осмысления нашей истории: граждане устойчиво отторгают любую «единственно верную» точку зрения на историю в целом и на ее отдельные страницы. И это — абсолютно естественно для свободной страны, которой является наша Россия!

Однако идентичность, в том числе историческая идентичность, — неотъемлемая часть гармонично развитого человека и устойчивого, развитого общества. Отсутствие идентичности или её внутренняя противоречивость переживаются и отдельным человеком, и обществом как кризис.

Именно поэтому нам необходимо не только ставить, но и продуктивно решать вопрос об исторической идентичности. Не пытаясь при этом подвести всех к одному знаменателю, а занимая при этом порою диаметрально противоположные мировоззренческие позиции.

Как это возможно? Только в том случае, если мы одновременно: во-первых, испытываем личные, экзистенциальные чувства к нашей истории и к минувшим поколениям, во-вторых, обладаем чувством гражданской ответственности за судьбу страны и государства.

Как это понимать?

Прежде всего – о личном отношении к истории. Чаще всего мы рассматриваем себя как часть истории. Либо нам это нравится, либо нет. Но это в любом случае предполагает, что мы включены в поток исторических событий, наша судьба во многом обусловлена судьбой страны, народа, суммой различных внешних факторов. Однако возможен и иной взгляд на историю – когда каждый из нас говорит: история моей страны, моего народа, моей семьи, — это не нечто внешнее, а есть часть моего внутреннего мира, причем часть очень существенная. Когда мы говорим, что нам не безразлична наша история, когда мы пытаемся ее понять, оценить, принять или отвергнуть, но все равно – продолжить, мы раскрываем личностное измерение истории, перестаем быть щепками в потоке времени…

И вот именно здесь становится особенно актуальным аспект ответственности, ответственности личной и гражданской. Как не превратить наши дискуссии об истории в повод для гражданского раздора? Как судить и оценивать историю своей страны, не вынося ей тем не менее роковой приговор? Как научиться любить прошлое своей страны, не теряя способности различать добро и зло, и как научиться судить прошлое своей страны, не теряя любви? По крайней мере — не теряя уважения к человеческому достоинству ушедших поколений. Можно ли примирить альтернативные концепции исторического и культурного пути России, возможен ли их синтез? Можем ли мы сегодня дать имя времени, в которое мы живём?

Именно на эти вопросы нужно искать сегодня практический ответ. Это — в наших собственных интересах. И в интересах новых поколений.

Сергей Волобуев
Эксперт ЦСКП, член Экспертного центра Всемирного Русского Народного Собора