ДОКЛАД

       В.В. Путин – мировой политический лидер

        Историко-политический анализ политического вклада

            Заказчик:

            АНО Экспертный институт социальных исследований

            Исполнитель:

          НП Центр социально-консервативной политики

          Москва

            21 сентября 2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………………………… 3

  1. К вопросу о политической философии Владимира Путина……………. 4
  2. Достигнутое даёт ресурс на будущее……………………………………………… 7
  3. Россия – страна, где люди строят настоящее и будущее, всерьёз и надолго……………………………………………………………………………………………… 9
  4. Запуск новых механизмов власти и управления, преемственность курса и его развитие……………………………………………………………………….. 11
  5. Экономика – конкурентная и справедливая модель…………………….. 13
  6. От политики реагирования к политике конструирования будущего…………………………………………………………………………………………. 16
  7. Справедливость и безопасность во внешнем мире……………………… 18
  8. Россия – лидер глобального сотрудничества……………………………….. 20
  9. Новое поколение – взгляд в будущее…………………………………………… 22

 

Введение

XXI век потребовал ответа на серьёзные вызовы, открыл новые возможности развития. Избавил Россию от псевдоромантических иллюзий и помог ей поверить в собственные силы. Между тем страна входила в нынешнее столетие обескровленной глубоким экономическим кризисом, войной с международным терроризмом на Кавказе. Совершала первые, порой неудачные, шаги на демократическом пути. Старалась одновременно избавиться от идеологических комплексов и вернуть к жизни свои же традиции, ценности (в том числе досоветского времени), преодолеть искусственные разрывы собственной истории.

Так начиналась эпоха Путина – национального лидера, возглавившего страну в крайне тяжёлый момент. Политика – взявшего на себя ответственность за качество власти. Его ключевые решения, личные поступки, сам стиль руководства – уже стали неотъемлемой частью образа современной России. Являются сегодня живым учебником успеха и лидерства для всех, кто ставит высокие жизненные цели, любит свою страну и готов бороться за её будущее.

Чтобы дать объективную оценку современной российской власти, важно не забывать хронику и стараться понимать логику её действий в тех или иных условиях. Задумываться о том, а могла ли быть иной реакция на возникающие проблемы, угрозы национальной безопасности, события и разноплановые процессы, идущие в нашей стране и за рубежом.

1.   К вопросу о политической философии Владимира Путина

Владимир Путин является самым популярным и влиятельным политиком России на протяжении 18 лет. Неудивительно, что внимание к вопросу о его политической философии в публичном пространстве остаётся крайне высоким, несмотря на ряд предпринятых и притом значимых попыток обращения к данной теме.

Некоторые говорят об изменчивости и неуловимости позиции самого Путина. Определённая часть медийных фигур заявляет о некоем «сугубом прагматизме» Путина и о том, что у него нет чётко идентифицируемой мировоззренческой позиции.

Едва ли это верно. Практически всегда, когда Путин публично выражает свои взгляды, он их не изобретает заново, а подтверждает, удостоверяет, развивает.

Однако не все в обществе, в политических и экспертных кругах, готовы признать, что существуют проблемы, которые требуют для своего разрешения даже не годы, а десятилетия. Вместе с тем, способность предметно мыслить в горизонте десятилетий и столетий – можно назвать одной из важнейших характеристик лидера мирового класса.

Владимир Путин дал достаточно сигналов обществу, чтобы быть услышанным. Конечно, политик-руководитель государства просто не имеет права не быть прагматиком. Но если обратиться к противопоставлению «политический реализм – политический идеализм», то Путин заставляет осмыслять его не в логике «или – или», а в логике «и – и». Политика Путина – сочетает идеализм и прагматизм.

Каким же образом можно определить основные пункты политической философии Владимира Путина? Непродуктивно заявлять об окончательном и исчерпывающем ответе на данный вопрос. Но важно обратить внимание на те моменты, которые остаются за пределами большинства комментариев.

Исходный пункт политической философии Путина, можно сказать, её фундамент, как это ни странно прозвучит для некоторых, – свобода. В 2004 году в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин сказал, что считает самой главной и самой сложной задачей создание в России свободного общества свободных людей: «Главная – потому что несвободный, несамостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине. Сложная – потому что свободой не всегда дорожат, ещё реже умеют ею распорядиться».

Свобода – не только индивидуальное состояние. Речь идёт и о свободе коллективного субъекта – народа. Её гарантией является суверенитет государства. Вся история правления Путина – это история укрепления государства. Укрепления – для поддержания свободы страны в мире и свободы гражданина внутри страны. «Наша важнейшая задача – научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы», – это слова из первого Послания Президента Путина. «Чем сильнее государство, тем свободнее личность», – слова из открытого письма избирателям в ходе первой президентской кампании.

И – совсем не частый случай прямого указания на идеологическую проблематику: «Главной политико-идеологической задачей считаю развитие России как свободного, демократического государства». Это – Послание 2005 года.

Для Путина ценности свободы и справедливости – не два разных полюса. «Справедливость не в уравниловке, а в расширении свободы, в создании условий для труда, который приносит уважение, достаток и успех. И, наоборот, несправедливо всё то, что ограничивает возможности, нарушает права людей», – это Послание 2016 года.

Путин пришел к власти, когда наше общество пребывало на самом дне кризиса идентичности, было расколото на множество сегментов, фактически живших в «параллельных вселенных», с разными системами координат и разными ценностями. А «плодотворная созидательная работа, в которой так нуждается наше Отечество, невозможна в обществе, находящемся в состоянии раскола, внутренне разобщённом». Это статья Председателя Правительства «Россия на рубеже тысячелетий», декабрь 1999 года.

Можно утверждать, что именно поэтому в программных документах и заявлениях Владимира Путина тема идеологии минимизирована. Вопросы идеологии на рубеже веков резко разделяли российское общество – и Владимир Путин стал опираться на ценности, которые способны общество сплотить. Выбор такого подхода – тогда – во многом предопределил и будущие оценки и характеристики: Путин крайне внимательно относился и относится к выбору слов о любой – в том числе и собственной – идеологии.

«Я против восстановления в России государственной, официальной идеологии в любой форме», – подчёркивает Путин в той же статье 1999 года: «В демократической России не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое общественное согласие здесь может быть только добровольным. Но именно поэтому так важно его достижение по таким коренным вопросам, как цели, ценности, рубежи развития, которые желательны и привлекательны для подавляющего большинства россиян».

«Моральные ценности», – так в 2000 году ответил Владимир Путин на вопрос, что должно быть написано в первой строке новой системы целей – «понятных и доступных каждому». В ходе той же кампании, в открытом письме избирателям, отправной точкой также названы моральные устои, которые гражданин России «впервые обретает в семье и которые составляют самый стержень патриотизма». Более того: «Без этого невозможно договариваться ни о чём, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

Владимир Путин видит основу для консолидации общества не в идеологии, но в культуре, отмечая в Послании 2007 года: «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убеждён, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Итак, задача сохранения и развития российского народа предполагает сохранение и развитие его идентичности, которая формируется на основе духовных ценностей тысячелетней российской культуры. Ведущая роль культуры в общественном развитии – знаковый пункт политической философии Путина.

«Именно наши ценности определяют и наше стремление к росту государственной самостоятельности России, укреплению её суверенитета. Мы свободная нация. И наше место в современном мире, хочу это особо подчеркнуть, будет определяться лишь тем, насколько сильными и успешными мы будем», – Послание-2005. И через десять лет, в Послании 2015 года: «Сила России – в свободном развитии всех народов, в многообразии, гармонии культур, языков, традиций, во взаимном уважении, диалоге и православных, и мусульман, последователей иудаизма и буддизма».

В Посланиях середины третьего срока звучит не только характеристика, но и определение: «консерватизм».

Послание 2013 года: «в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира. Конечно, это консервативная позиция».

Послание 2014 года: «Добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства – это такие же базовые консервативные, подчеркну, ценности, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны».

И, наверное, одна из самых важных фраз всех президентских Посланий – Послания 2015 года – слова о борьбе с террором: «Это борьба за свободу, правду и справедливость. За жизнь людей и будущее всей цивилизации». В этих словах нет определения идеологии, но она сжато и точно обозначает ценности, основополагающие для политического лидера и политического курса.

2.   Достигнутое даёт ресурс на будущее

К моменту первого избрания Владимира Путина на пост Президента Россия переживала один из самых сложных периодов своей истории. Слова самого Путина в ходе первой президентской кампании: «Россия выходила и не из таких переделок», – конечно, играли мобилизующую и успокаивающую роль, но всё же скорее преуменьшали опасность ситуации.

В исторической проекции рубеж второго и третьего тысячелетий можно сравнить с началом XVII века, когда после пресечения династии московских правителей, иностранной интервенции и череды государственных переворотов, приведших к широкомасштабной войне «всех против всех», Российское государство, казалось, стояло на краю гибели. Только общенациональный консенсус и осознание общей угрозы, связанной с перспективами полной потери государственности, позволили выйти из Смуты – остановить распад страны, а затем и начать её возрождение.

В известном смысле, вклад Владимира Путина в российскую историю можно сравнивать с деятельностью правительств первых Романовых. Такие параллели могут показаться особенно привлекательными, учитывая, что как раз при Путине в число государственных праздников вошёл День народного единства, посвящённый преодолению Смуты. В обоих случаях была проведена реконструкция Российского государства, остановлен распад социальных связей, подтверждена внешнеполитическая независимость и начато постепенное возрождение – экономическое, политическое, культурное.

И хотя любые исторические параллели – заведомо приблизительны, в основе данных процессов лежало, очевидно, глубинное понимание необходимости поиска компромисса всех общественных сил, заинтересованных в сохранении России.

Важнейшей исторической заслугой Владимира Путина явилось то, что им был предложен государственно-политический проект, объединивший представителей разных политических сил, общественных и элитных групп, сплотивший самые широкие слои российского общества.

«Задача лидера – настроить на общие цели, расставить всех по своим местам, помочь поверить в собственные силы», – это из открытого письма избирателям 2000 года. И поставленная задача была решена.

В основе путинского курса реконструкции российской государственности лежало стремление примирить и объединить все патриотически настроенные части социума и направить их ресурсы на восстановление страны, а не на борьбу друг с другом. Действительно, общественно-политический диалог не может быть «игрой с нулевым результатом»: в выигрыше от развития и укрепления страны должны оказываться самые разные социальные группы, даже те, что находятся в противоречиях друг с другом.

Пережившая крупнейшую геополитическую катастрофу страна все 1990-е годы балансировала на краю системного политического кризиса, результатом которого мог стать – и некоторыми экспертами прямо предсказывался – приход к власти левых радикалов или национал-популистов. Именно путинское руководство продемонстрировало, что конституционные принципы – не декларации, а реальный фундамент общественно-политической жизни страны, что сильный лидер является стражем незыблемости этих принципов. Важно подчеркнуть, что консолидация общества произошла через единение в общем проекте, а не через репрессии, насилие и авторитаризм.

За 18 лет страной уже проделан непростой и иногда болезненный путь от стабилизации общественно-политической системы к её консолидации. В настоящее время основным запросом – является переход от консолидации к новому этапу развития России, на новый социально-экономический уровень, на траекторию устойчивого роста.

«Когда народ чувствует свою правоту, действует сплочённо, он уверенно идёт по избранному пути. В последние годы нам было непросто, но эти испытания сделали нас ещё сильнее, действительно сильнее, помогли лучше, чётче определить те направления, по которым надо действовать ещё более настойчиво и энергично», – сказал Владимир Путин в Послании 2016 года. Предыдущие годы его руководства будет справедливо оценивать, следуя этому же принципу.

3.   Россия – страна, где люди строят настоящее и будущее, всерьёз и надолго

Фактически именно в период руководства Владимира Путина Российская Федерация перестала рассматриваться международными игроками и, что самое важное, её гражданами в качестве временного политического образования. В эти годы стало ясно, что современная Российская Федерация – одно из исторических воплощений российской государственности, имеющая своё собственное, а не транзитное или промежуточное значение в истории.

Слова, вошедшие в открытое письмо избирателям в 2000 году: «Россия уже давно – не урезанная карта Советского Союза, а уверенная в себе держава», – всё же опережали время, ещё не в полной мере отражали общественные настроения 2000 года. Обретение уверенности только предстояло.

Политической и исторической легитимации новой демократической России способствовало постоянство курса Владимира Путина на укрепление и совершенствование механизмов государственного управления, а также стабилизация политико-партийной системы и в особенности – твёрдое следование конституционным принципам.

Экономические успехи, рост международного влияния и, в недавние годы, общенациональное единство перед острейшими внешними вызовами привели к тому, что народ и элита стали, несмотря на многообразие мнений о возможных направлениях развития страны, едины в главном. В том, что касается отношения к сегодняшней российской государственности – как к несомненной политической и исторической ценности. Общему дому, который необходимо укреплять и обустраивать. 

Вопреки пессимистическим прогнозам 1990-х годов российские граждане и представляющие их интересы и мнения политические силы в абсолютном большинстве думают не о демонтаже политических, экономических и социальных основ Российской Федерации, а об их совершенствовании и развитии.

Под руководством Владимира Путина страна преодолела «революционную логику», при которой движение вперёд кажется возможным только через отрицание прошлого опыта. Появилась общая нацеленность на продуманные и системные преобразования с опорой на уже имеющиеся институты, доказавшие свою эффективность.

Более того, события последних лет продемонстрировали российской элите, что её голос на мировой арене, роль в международных проектах, сама возможность планировать собственное будущее – гарантируются только и исключительно сильными позициями России в мире. Кризис в отношениях России и Запада убедительно подтвердил, что компрадорская политика не имеет перспектив. Отказ от логики временщиков создал возможности для долговременных инвестиций и внутри России.

Фактически именно при Путине страна смогла объединить память о достижениях дореволюционной России и Советского Союза с ясным представлением о необходимости двигаться вперёд и строить современное и динамичное демократическое общество. Это напрямую отражает и процессы формирования, укрепления общегражданской политической идентичности, не ограниченной этническими или религиозными рамками. Граждане страны связывают своё будущее, будущее своих семей, карьерные, научные и бизнес-проекты с Россией: готовы вкладывать силы и ресурсы в развитие своей страны – таким видит и хочет видеть сегодняшний и завтрашний день российское общество.

И конечно, ни одно другое событие недавнего времени так ярко не подчеркнуло веру в будущее России, готовность – несмотря на любые препятствия – вместе строить это будущее, как возвращение Крыма.

Именно потому, что в путинский период было преодолено отношение к Российской Федерации как к временной государственно-политической форме, граждане ждут от Президента обновлённой долгосрочной стратегии развития России, учитывающей их запросы и объективно стоящие перед страной вызовы.

Слова Послания 2007 года, завершающего для второго президентского срока, верны и для текущего, третьего: «Заметьте, в какие бы времена мы ни жили: в периоды революционных потрясений или в годы застоя – нам почти всегда хочется перемен. Правда, при этом у каждого из нас свои представления о том, какие должны быть эти перемены, свои приоритеты, симпатии и антипатии, свои взгляды на прошлое, настоящее и на будущее. Это понятно, это естественно: мы разные. Однако есть нечто такое, что объединяет всех без исключения: все хотят, чтобы это были перемены к лучшему. Но не все знают, как этого добиться». И, обращаясь к представителям Федерального Собрания, ко всем руководителям органов власти и общественным деятелям, присутствовавшим тогда в зале: «А мы с вами, те, кто собрался сегодня здесь, в Кремле, не только обязаны это знать – мы обязаны сделать всё для того, чтобы выработать план практических конкретных действий».

4.   Запуск новых механизмов власти и управления, преемственность курса и его развитие

Владимир Путин стал тем государственным деятелем, кто впервые получил полномочия Президента в современной России. Для Бориса Ельцина выборы 1996 года были подтверждением полномочий, полученных в 1991 году, когда Россия была союзной республикой в составе СССР, и скорректированных в 1993 году.

Именно в тот период, когда страну возглавил Владимир Путин, стало возможным говорить, что политическая система современной России сформировалась. С курсом Владимира Путина связаны и сегодняшние представления российского общества о том, каким должно быть государство: не только реальность, но и идеал.

Политическая система, сформированная при Путине, прежде всего в результате действий самого главы государства, сменила не другую устоявшуюся политическую систему, а комплекс весьма нестабильных политико-экономических отношений. В конце 1990-х являлось неопределённым как будущее Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, так и будущее страны.

Принципиально важным решением, принятым в начале исполнения президентских полномочий, стал отказ от действий, направленных на изменение основ конституционного строя, отказ от радикального пересмотра политических итогов 1990-х годов. Скорее всего, существенная правка Конституции – и даже принятие новой – могли получить существенную общественную поддержку в период первого президентского срока Владимира Путина. Тем не менее выбор был сделан в пользу развития тех институтов и процедур, которые были заложены в Основном законе 1993 года.

К началу 2000 года не были решены ряд ключевых вопросов конституционного устройства, в законодательстве присутствовали пробелы по тем вопросам правового регулирования, которые обычно фиксируются конституциями. Среди них – государственная символика, оформленная законодательно как раз в первый год президентских полномочий Владимира Путина и отразившая разные эпохи истории Российского государства. Став символом исторической преемственности, это решение продемонстрировало ключевой вектор всей дальнейшей истории современной России: сопряжение исторических традиций российской государственности и развития новых институтов, необходимых стране в новом веке. Кроме того, сам процесс принятия соответствующих Федеральных конституционных законов – стал знаком стремления к общественному диалогу, поиску согласия между разными общественными силами.

Формирование современной политической системы, вопреки распространённым представлениям – следует считать совместной работой российской власти и российского общества. Именно это объясняет и постепенный характер перемен, и прочность их результатов.

В условиях острых социальных разногласий, имеющих корни в 1990-х годах, консолидации общества способствовал подчёркнуто прагматичный, не связывающий себя с той или иной идеологией характер действий главы государства. Формирование «путинского большинства» состоялось раньше, чем был поставлен вопрос о том, в чём же заключается идеология, сплотившая людей. Постановку данного вопроса не форсировал и сам Владимир Путин, тем более что на первом этапе первого президентского срока его общественная поддержка существенно превышала ту поддержку, которой курс Президента мог располагать на «верхних этажах» политической системы и в кругах региональной элиты.

Действия Владимира Путина, вектор преобразований опирались прежде всего на общественный запрос, динамику же изменений определяли наличные ресурсы государства. Результативность проведения нового курса сразу по нескольким направлениям была обеспечена постепенностью преобразований, при ускоренном проведении важнейших из них.

Первоочередной задачей стало формирование вертикали исполнительной власти, обеспечивающей контроль над ситуацией в стране, а также чёткую реализацию принимаемых решений. Причём конституционные положения давали возможность провести ряд организационно-управленческих преобразований достаточно оперативно.

Оформление «путинского большинства», развитие общественной поддержки – сопровождалось и отражалось изменениями в партийной системе. Важную роль сыграло обновление законодательства о партиях, но основным фактором стала общественная консолидация, которая и смогла наполнить содержанием новое законодательство.

Главный вектор был обозначен самим Владимиром Путиным и воспринят гражданами как укрепление государства. Именно этот подход помог снять опасения общества, нуждавшегося в преобразованиях и одновременно не доверявшего реформам, исходя из предыдущего 15-летнего опыта.

Вокруг центра новой партийной системы – движения «Единства», безусловно поддерживавшего Владимира Путина – благодаря сначала соглашениям по конкретным вопросам, затем формированию более устойчивых союзов – сформировалось новое объединение политических и общественных сил, ставшее, в конечном счёте, единой партией – «Единой Россией».

Эти процессы, наряду со стимулированием укрепления и укрупнения партий в целом, привели к созданию наиболее стабильной многопартийной системы за всю российскую историю. Показательно, что расширение возможностей для малых партий до настоящего времени общую картину существенно не изменило.

Курс Владимира Путина смог доказать, что за нестабильной партийно-политической системой 1990-х скрыты гораздо более устойчивые, позитивные, способные объединить страну, настроения большинства. Удалось трансформировать это общественное согласие в поддержку действий государства.

5.   Экономика – конкурентная и справедливая модель

В 2000-е годы Россия сумела вернуться на позиции, потерянные во время сложного перехода 1990-х, вышла на новый уровень в экономике и глобальной политике. Владимир Путин сумел найти для страны оптимальный на тот момент времени путь выхода из кризиса. И крайне показательно, что задачей обозначалось возвращение стране не только экономического, но и морального достоинства.

Власть восстановила контроль над страной; уже на первых этапах была создана система федеральных округов и институт полномочных представителей Президента Российской Федерации.

На первом же этапе был предпринят и ряд шагов по борьбе с нелегитимным влиянием крупных банкиров и бизнесменов на политику государства. Эти действия помогли консолидировать силы для совершения рывка, в том числе в социально-экономической сфере. «Невозможен никакой экономический прогресс, если чиновник зависит от капитала», – это слова Путина 2000 года, а за ними – глубокое, детальное знание и профессиональная оценка ситуации 1990-х.

На основе результатов первого этапа – стала реальной задача обеспечения устойчивости экономики. Экономика России в начале XXI века росла не только (сравнивая с другими экспортерами нефти и газа, можно сказать – и не столько) за счёт резкого увеличения мировых цен на энергоресурсы, но и благодаря осуществлению важных реформ.

Одним из знаковых событий первого президентского срока Владимира Путина стала реформа налогового законодательства: была установлена плоская шкала налога на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль, введена регрессивная шкала единого социального налога. «У нас высокие налоги, но собираем мы их мало. Нам нужны низкие налоги, но собирать их надо много», – краткая, но, пожалуй, исчерпывающая формулировка главного вектора изменений в налоговой системе, данная Владимиром Путиным ещё накануне выборов.

1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации. Значение этой меры, вызвавшей острые дискуссии (во многом именно их итогом стало разделение в 2008 году Стабфонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), проявилось во время глобального финансового кризиса в конце первого десятилетия и период противостояния внешним вызовам во втором десятилетии XXI века.

Ещё одним из достижений исключительной важности стало ускоренное решение проблемы внешнего государственного долга. Его существенное сокращение было отмечено в 2004-2008 годах и было связано с досрочными выплатами кредиторам.

В 2005 году Владимир Путин обозначил задачи и концептуальные основы реализации приоритетных национальных проектовв здравоохранении, образовании, жилищной сфере, сельском хозяйстве. В следующем, 2006 году, перечень приоритетов был дополнен демографической политикой. На вопрос о чётко ограниченном перечне проектов могут ответить слова Путина ещё 2000 года: «В последние годы мы приняли сотни программ «первоочередных» и «приоритетных» мер. Раз их так много, значит до реальных приоритетов руки ни у кого не дошли».

Отработка и развитие проектного подхода стала одним из ключевых направлений совершенствования практик государственного управления. В 2016 году, открывая первое заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Владимир Путин подчёркивал: «без этого проектного подхода нам сегодня не решить стоящие перед страной задачи».

Уже в середине 2000-х годов возросло внимание государства и к масштабным инфраструктурным проектам, в том числе ориентированным на региональное развитие. Сразу несколько особенно крупных проектов обозначили выход страны на принципиально новый этап. К примеру, строительство самого длинного вантового моста в мире, соединяющего город Владивосток и остров Русский, ставшего новым символом города и всего Дальнего Востока, а также – взаимовыгодного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно на острове Русский в сентябре 2012 года состоялся 24 ежегодный саммит АТЭС – первый в России.

Ещё более яркий пример – подготовка и проведение XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Олимпийская стройка помогла городу выйти на принципиально новые рубежи социального и экономического развития, а стране – осознать свои новые возможности.

И совершенно уникальное значение приобрёл проект строительства моста через Керченский пролив – ставший знаком возрождения и укрепления национального, государственного единства. Россия Владимира Путина входит в XXI столетие страной, которая строит мосты, в то время как другие пытаются строить стены.

Не меньшее внимание в мире привлекли проекты, формирующие каркас внешнеэкономического сотрудничества – развитие системы международного трубопроводного транспорта. В их числе – нефтепроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан, газопроводы «Северный поток», ставший самым протяжённым подводным газопроводом в мире, и «Турецкий поток».

Исключительно важно, что повестка развития – не была отброшена даже в наиболее сложные моменты противодействия волнам глобального кризиса и внешним вызовам. Был принят комплекс мер стабилизационного характера, направленный, в том числе, на обеспечение заявленных обязательств государства – в первую очередь социальных. Подтверждались слова Путина, сказанные в 2000 году: «Власть, которая не выполняет свои обязательства, – это вообще не власть».

Характерен подход ко многим социальным задачам – как задачам нравственным. И наиболее важным примером здесь стала поддержка ветеранов Великой Отечественной войны.

Владимир Путин чётко поставил вопрос об использовании финансовых средств, полученных от экспорта энергоресурсов, внутри страны на социальные программы. Знаковым стало создание возможностей перераспределения, направления существенной части нефтегазовых доходов на финансирование пенсионного дефицита, повышение пенсий, поддержку добровольных пенсионных накоплений, а также реализацию иных масштабных социальных программ.

Среди задач, поставленных в Указах от 7 мая 2012 года – майских указах – особенно рельефна программа развития социальных гарантий. Как подчёркивал через год после подписания Указов сам Владимир Путин, «общая цель этой работы – обеспечить новый, более высокий уровень жизни граждан Российской Федерации прежде всего за счёт кардинального повышения эффективности государственного управления и качества работы государственного сектора». А также – роста производительности труда и инвестиционной активности в экономике.

В 2008 году, несмотря на сложные, кризисные условия, национальный проект «Развитие АПК» дал старт Государственной программе развития сельского хозяйства. Результатами последующей работы стали обеспечение продовольственной независимости нашей страны, повышение динамики развития и производительности труда в агропромышленном комплексе, вхождение России в число ключевых экспортёров продовольствия.

Несмотря на кризис – но во многом и в целях противодействия ему – особое внимание уделялось промышленной политике. Вслед за созданием, получает дальнейшее развитие сеть индустриальных парков, инновационных территориальных и промышленных кластеров, технопарков, особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития. Были сформированы важные институты развития, созданы государственные корпорации. В конце 2014 года Владимир Путин подписал Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации».

Как под влиянием внешних вызовов, так и в рамках стратегических приоритетов, обрела дополнительный вес работа по таким направлениям, как поддержка экспорта и импортозамещение. Наряду с этим, в 2013-2014 годах активизировался процесс деофшоризации.

Приоритеты развития российской экономики всегда рассматривались Владимиром Путиным в связи с задачами интеграции в глобальную экономику, мировую систему разделения труда. Одним из таких шагов – и, по большинству оценок, наиболее принципиальным, стало вступление в ВТО. Наряду с этим, набирает обороты новый этап евразийской экономической интеграции, связанный с созданием Евразийского экономического союза. Огромную значимость имеет и такое направление международного взаимодействия, как развитие БРИКС.

Этап, связанный с возвращением Крыма, укреплением стратегических позиций России, возвращением права заявлять мировую повестку – не привёл к отказу России от курса на укрепление международной интеграции, хотя и обозначил необходимость корректировки некоторых прежних ориентиров.

В этой связи очень показательна современная роль России в глобальной экологической политике. На сегодняшний день Россия – мировой экологический донор, и есть твёрдый настрой на дальнейшее лидерство в построении экологически ориентированной модели развития.  Объявление 2017 года Годом экологии – лишь одно из подтверждений последовательности действий в этом направлении. Не говоря уже о том, что благодаря личному участию Владимира Путина получили широкую известность и поддержку специальные проекты по охране и защите природы Арктики, уникальных лесных и водных ресурсов страны, редких видов животных.

6.   От политики реагирования к политике конструирования будущего

Сама постановка вопроса о конструировании будущего – стала этапным моментом, связанным с результатами развития страны, достигнутыми при Владимире Путине. Российское общество смогло освободиться из ловушки упрощённых траекторий возможного развития, сводящихся к копированию чужого опыта, а в реальности – следованию внешним советам. В начале третьего тысячелетия Россия обрела понимание необходимости, неизбежности и – главное – готовности страны сформировать обновлённый образ будущего.

Движение от политики реагирования на вызовы к политике конструирования, создания будущего – стало одной из отличительных характеристик курса Владимира Путина. Послания Президента Федеральному Собранию фиксируют расширение как горизонта прогнозирования, так и возможностей стратегического планирования. Вслед за формированием концептуального плана развития в первых Посланиях – был обозначен переход к системе более детальных ориентиров, показателей и сроков исполнения в таких документах, как майские указы.

С одной стороны, на этот процесс повлияло возрождение российских государственных институтов, устранение факторов зависимости от внешних сил, в целом – укрепление гарантий суверенитета, возвращение России в число сильных государств. Высокие темпы данной работы, постановка масштабных задач уже в начале 2000-х годов, преодоление инерции в органах исполнительной власти – были связаны в первую очередь с личной позицией Владимира Путина.

Особое значение в этом плане имел 2007 год. В Послании Федеральному Собранию Владимир Путин отмечал: «фактически в каждом из моих восьми Посланий Федеральному Собранию давалась не только оценка ситуации в стране и её положения в мире, но и определялись приоритеты, в том числе и долгосрочные приоритеты, в социальной сфере, в экономике, во внешней и внутренней политике, в области безопасности и обороны. По сути, это и есть, может быть, неполный, но все-таки достаточно конкретный и основательный концептуальный план развития России».

Система этих приоритетов стала известна как План Путина, тогда же ставший и основой избирательной кампании партии «Единая Россия». Ключевые вопросы обозначил в Послании сам глава государства: «Это формирование дееспособного гражданского общества, это строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей, это становление свободного и социально ответственного предпринимательства, это борьба с коррупцией и терроризмом, модернизация Вооруженных Сил и правоохранительных органов, это, наконец, значимое укрепление роли России в международных делах».

Фраза Владимира Путина «Мы вместе должны сделать Россию единой, сильной» не только ставила цели, но и указывала на реально существующие и притом ключевые проблемы. Часть общества после того, как эти слова прозвучали, восприняла их прежде всего, как политический лозунг. Но сегодня трудно оспаривать, что они стали прямым руководством к действию. Россия действительно стала сильнее, единство страны реально укрепилось. Значение этих итогов сложно переоценить, учитывая многие последующие события.

Актуальность работы, связанной с конструированием будущего, резко повысилась в связи с деградацией ряда международных институтов, прежде всего призванных гарантировать обеспечение безопасности. Прогнозы, согласно которым международная конкуренция в XXI веке будет прежде всего экономической и в основном удержится в рамках международного права, не оправдались.

В рамках прогнозирования дальнейшего развития задача противодействия угрозам, реагирования на вызовы никогда не отходила на второй план. Более того, целый ряд ключевых, определяющих шагов – включая решение обеспечить, гарантировать право Крыма на самоопределение – были приняты оперативно, именно как реакция на вызов.

Тем более это касается решений, принимавшихся в 1999 и начале 2000 года в должности Председателя Правительства и при исполнении обязанностей Президента – решений-ответов на вызовы международного терроризма, на вызовы экономического и социального характера, на вызовы, связанные с обеспечением единства страны.

«Наша первая и самая главная проблема – ослабление воли», – слова Путина о России конца 1990-х годов. Сейчас сказать так о России не может никто.

7.   Справедливость и безопасность во внешнем мире

Вопросы международной безопасности и глобальной справедливости связаны между собой самым непосредственным образом. История учит, что несправедливое положение, пусть даже и одного участника международных отношений, способно повлечь за собой тяжелейшие политические, экономические и социальные кризисы.

В первые годы после завершения «холодной войны» наибольшую силу получила тенденция к установлению однополярной модели. Именно в результате этого система международных отношений вступила в кризисную фазу. На Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности в 2007 году Владимир Путин отметил, что в современном мире уже никто «не чувствует себя в безопасности». Принципиальная позиция главы Российского государства заключается в том, что «безопасность каждого – это безопасность всех».

Владимир Путин неоднократно уточнял, корректировал и адаптировал к текущей повестке свой внешнеполитический курс, однако его базовые установки оставались неизменны. В основе международной стратегии – глубокая убеждённость в необходимости укрепления государственного суверенитета и готовность к сотрудничеству с широким спектром партнёров на принципах равноправия и взаимной выгоды. Это и есть ключевые условия построения действительно справедливой, многополярной модели глобального развития.

Владимир Путин не раз подчёркивал стремление к сотрудничеству с западными контрагентами на взаимоприемлемых условиях, к строительству «Большой Европы». При этом уже в 2000 году был весьма чётко обозначен подход Владимира Путина к развитию отношений с западноевропейскими партнёрами: «При всей североатлантической направленности сегодняшней европейской политики не надо забывать, что НАТО и Европа – все-таки не одно и то же. И я уже сказал, что мы страна европейской культуры, а не натовской».

«Мы не хотим противостояния ни с кем, оно нам не нужно: ни нам, ни нашим партнёрам, ни мировому сообществу», – слова Послания 2016 года, но сама тема – стержневая для многих выступлений по международной проблематике. Россия не претендует на глобальное доминирование и не занимается «экспортом идеологий», однако готова инвестировать свои стратегические ресурсы в защиту институтов международного права и ценностей национального суверенитета. В связи с этим принципиально важным направлением внешней политики Владимира Путина является стремление укрепить роль ООН, пошатнувшуюся после окончания «холодной войны».

Российская дипломатия демонстрирует готовность к компромиссам и многовекторности при безусловном приоритете национального суверенитета. Это, очевидно, роднит внешнюю политику Российской Федерации под руководством Владимира Путина с традициями французского голлизма: национальный суверенитет, готовность к диалогу и международной кооперации, неприятие внешнего диктата.

Фактически, с возвращением Крыма, выступив в поддержку права людей самостоятельно решать свою историческую судьбу, Россия начала новый отсчёт в международных отношениях: на смену позднему пост-Ялтинскому миру, в котором навязывали свою волю США, пришёл другой период, который иногда уже называют Крымским. Контуры нового периода пока только складываются, но он уже принципиально не предусматривает безальтернативной американской гегемонии.

Обозначая готовность к диалогу с различными центрами силы, Владимир Путин отмечает в качестве ключевой задачи строительство справедливого и равноправного глобального сообщества, обращая внимание как российского общества, так и зарубежных партнёров на сложность предстоящей работы. «Готовы к серьёзному разговору о построении устойчивой системы международных отношений XXI века. К сожалению, в этом плане десятилетия, прошедшие после окончания «холодной войны», пропали даром», — отметил Президент России в Послании 2016 года.

8.   Россия – лидер глобального сотрудничества

Внешняя политика Владимира Путина предполагает широкое сотрудничество государств и народов, совместное и взаимовыгодное решение стоящих перед человечеством общих проблем, когда важен вклад каждого, большого или малого, государства.

Российская политика под руководством Путина строится на ценностях солидарности народов и понимании того, что несправедливый мир не может быть безопасным. С российской точки зрения «честная конкуренция» мировых экономик не может служить оправданием размежеванию государств на развитый центр и деградирующую периферию, которая утрачивает историческую субъектность и становится поставщиком ресурсов и проблем для «первого мира».

Российский лидер предлагает мировому сообществу концепцию сотрудничества и общую борьбу против вызовов, представляющих угрозу для всего человечества (терроризм, эпидемии, голод, бедность, разрушение экологии), а не слепое копирование западных политических моделей. Российская внешняя политика, не отрицая значения глобализации, строится на укреплении единства мирового сообщества и вместе с тем на сохранении его многообразия.

Подход Владимира Путина противостоит продвигаемому в настоящее время прежде всего Соединёнными Штатами сценарию неравноправной глобализации, ориентированному на борьбу с теми, кто стремится реализовать собственный вариант развития. Политика Владимира Путина отказывает в легитимности мессианским притязаниям Вашингтона.

Как было подчёркнуто в Послании 2016 года: «Мы за безопасность и возможность развития не для избранных, а для всех стран и народов, за уважение к международному праву и многообразию мира. Против любой монополии, идёт ли речь о притязаниях на исключительность или о попытках выстроить под себя правила международной торговли, ограничить свободу слова, фактически ввести цензуру в глобальном информационном пространстве».

При этом, несмотря на особое внимание к защите и укреплению гарантий собственного суверенитета, Россия под руководством Владимира Путина отнюдь не является страной-изоляционистом. Российский лидер, несмотря на твёрдость в отстаивании национальных интересов, никогда не поддерживал протекционизм в международной торговле и, тем более, курс на самоизоляцию. Напротив, политика Владимира Путина направлена на то, чтобы укрепить позиции России как участника глобальной экономики.

На протяжении длительного периода страна решала задачи, связанные с присоединением страны к ВТО, одновременно реализуя интеграционный проект на постсоветском пространстве, основанный на идее суверенного равенства всех государств-участников: Евразийский экономический союз. Попытки изоляции современной России, напротив, всегда исходили извне и, прежде всего, от Соединённых Штатов, которые продвигают совершенно иную модель участия как в глобальных, так и в региональных проектах.

Россия Владимира Путина не разговаривает со своими собеседниками на языке ультиматумов и не ищет себе вассалов. Напротив, в центре внимания российской дипломатии – задача строительства более справедливого мироустройства, включающего в себя не только аспекты военной безопасности, но и создания новой глобальной финансово-экономической архитектуры и преодоления неравенства.

Россия Владимира Путина предлагает сценарий глобального справедливого сотрудничества, который противостоит как концепции одностороннего доминирования, так и сценарию раскола планеты на конфликтующие 4-5 крупных центров силы. Новая солидарность, объединяющая страны и народы в решении общих гуманитарных, научных и экономических задач, является наиболее разумной альтернативой всеобщему конфликту в борьбе за выживание.

В Послании 2016 года, уже в период осложнения отношений с западными партнёрами, Владимир Путин отмечал: «Серьёзный интерес представляет и российская идея формирования многоуровневой интеграционной модели в Евразии – большого евразийского партнёрства. Мы уже начали её предметные обсуждения на разных международных и региональных уровнях. Убеждён, такой разговор возможен и с государствами Евросоюза, в которых сегодня растёт запрос на самостоятельный субъектный, политический и экономический курс. Мы видим это по результатам выборов».

9.   Новое поколение – взгляд в будущее

Выборы 2018 года станут первыми президентскими выборами для «поколения Путина»: в избрании главы государства впервые примут участие молодые люди, которые родились и выросли в тот период, когда страной руководил Владимир Путин. В период, ознаменованный как возвращением Крыма, так и многими другими переменами в жизни России и мира.

Этот период не завершён, он продолжается. По данной причине его непросто и даже невозможно оценить всесторонне. Однако по той же самой причине, уже достигнутые результаты этого периода особенно нуждаются в общественном внимании и осмыслении: что и как должно быть продолжено, что и как может измениться.

В этом плане особенно важной политической, стратегической задачей является диалог с молодым поколением граждан России. В 1990-е годы, породившие не только разрушение социально-экономических структур, но и ценностные кризисы, Россией многое было упущено, как в образовательной, так и в моральной сфере.

При Владимире Путине – ситуация стала меняться. Семейная, молодёжная и образовательная политика – ставшая частью комплексного подхода, политики сбережения народа – внесла особый вклад в преодоление негативного тренда. Наращивается потенциал государственных программ, ориентированных на детей и молодёжь, при этом, по ряду оценок, для молодого поколения государственные программы – это не столько вопрос о получении большей социальной поддержки, это скорее вопрос о «серьёзности намерений» государства в отношении молодёжи.

Одним из центров – и символов – новой политики для новых поколений стал образовательный центр «Сириус», созданный в Сочи по инициативе Владимира Путина. Знаком времени стало создание интеллектуальных пространств, где молодые, талантливые, нетривиально мыслящие люди могут открывать новое; совершать пробы и ошибки, не ограничиваясь известным набором шаблонов.

При этом сам Президент подчёркивает важность системного, комплексного подхода, не сводящегося к поддержке отдельных, немногих направлений, направленного на обеспечение равных возможностей: «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок, подросток одарён, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России».

Как гласят выводы одного из исследований ВЦИОМ, молодёжь разделяет идеи сильной государственности; молодые россияне поддерживают Владимира Путина, одобряют его взгляды, его стратегическое видение будущего страны. «Вижу в молодом поколении надёжную, прочную опору России в бурном, сложном XXI веке», — подчёркивал Президент в Послании 2016 года.

Совсем скоро общество сможет сказать, что «путинское поколение» выросло, выучилось, встроилось во взрослое общество, зрелое государство. Это поколение, большинство его представителей – исходя из мнений и взглядов, которые фиксируют опросы – видит себя продолжателем великой российской истории во всей полноте её достижений и побед.

По мере взросления молодых граждан России – в их руки будет переходить политическая и историческая ответственность за судьбу России. Уже есть основа для прогнозов, как проголосуют молодые люди на следующих выборах. Но остаётся открытым вопрос, какими станут политики нового поколения: смогут ли они так же уверенно и последовательно соединить базовые, фундаментальные ценности и принципы – и политическое, государственное искусство.

Сегодня в России сформированы условия для выхода на новый этап развития, созданы возможности для реализации новых подходов и проектов, ориентированных на повышение благосостояния и социальной справедливости.

Владимир Путин задал исключительно высокую планку исторической ответственности для всей российской политики. И чтобы стать достойными продолжателями сегодняшней власти – новым политикам важно осознать себя стажёрами команды Путина. А представителям команды Путина – уже сегодня стать наставниками тех, кто примет эстафету ответственности за будущее страны.