Станислав Митюшин

Данным материалом мы не будем погружаться в череду сугубо специализированного рассмотрения вопроса, но в то же время, постараемся непредвзято описать текущие системные проблемы в данной области, в области использования газа в быту.

Для обеспечения безопасности каждая из сторон процесса поставки газа, ремонта и обслуживания, потребитель газа, должны соблюдать определенные правила, выполнять обязательные, предусмотренные текущими нормативными актами действия. Обязательно стоит особенно выделить, что обеспечение безопасности в данной области основывается в первую очередь на предупреждении, попытке исключить не только саму причину, но также и обеспечить некоторые технические средства для исключения или снижения «градуса» последствий.  

На протяжении нескольких последних лет происходит рост числа различных чрезвычайных ситуаций при использовании газа в быту. Мы проводим на основании сообщений в открытых информационных источниках (СМИ, Интернет-издания) свой собственный анализ, сбор сведений о произошедших ЧС, случаях гибели людей, отравлений угарным газом. В конце декабря прошлого года, в начале текущего года произошло несколько резонансных трагедий, взрывы газа и частичное обрушение жилых домов в Магнитогорске и Шахтах. После данных трагедий в начале текущего года было множество различных обсуждений, предложений по тем или иным необходимым шагам для исключения повторения подобных трагедий. СМИ также стали обращать более пристальное внимание к данной теме. К сожалению, тенденций к снижению количества случаев, пока не наблюдается.

На основании сбора и обработки информации из открытых источников за пять месяцев 2019 года в стране произошло 276 различных аварийных и чрезвычайных ситуаций, взрывов, отравления и гибели людей от угарного газа при использовании газа в быту. Из них: 66 взрывов при использовании магистрального газа; 34 случая взрыва газовых баллонов, в том числе с транспортными средствами; 95 случаев отравления и/или гибели людей от угарного газа; 5 аварийных ситуаций на магистральных газопроводах с взрывами и факельным горением; более 40 случаем обнаружения и/или образования утечек газа и их устранением, в большинстве случаев в многоквартирных домах.

Мы не можем сделать однозначных выводов об истинных причинах возникновения подобных случаев, комплексе способствующих развитию тяжести последствий факторов поскольку независимого технического, полноценного, расследования подобных случаев с дальнейшей публикацией и систематизацией результатов в стране не производится. В части наиболее резонансных случаев, после проведения СК РФ соответствующих следственных действий, обозначаются, по принципу основной виновности, в качестве виновной стороны конечные исполнители или потребители газа, однако дальнейшего рассмотрения системных сбоев и причин не производится, рассмотрения технических и нормативных недостатков, также не производится. Сводного анализа, сбора, технической причинно-следственной связи всего комплекса причин, а также выводов и необходимых изменений в нормативах, требованиях, никто не производит, и ни один из органов не наделен соответствующими обязанностями в области использования газа в быту. Это одна из очень серьезных системных недоработок, которая не позволяет получить объективную, прозрачную картину, провести риск-факторный анализ, на основании которого, абсолютно обоснованно, возможно и необходимо изменять те или иные технические требования и нормы, в том числе к газоиспользующему оборудованию, сертификационные требования к узлам, деталям, конструкциям. К сожалению одна из многих.

Одним из очень значимых последствий отсутствия проведения открытых и объективных технических расследований каждого из случаев является и невозможность дальнейшего определения факторов риска, анализа и скорейшего влияния первоочередным случаем на потребителей газа, у которых наблюдается схожая картина факторов риска. Так называемый риск-факторный анализ должен показать, у кого из абонентов необходимо провести «упреждающий», внеплановый комплекс мер, не дожидаясь трагедии. В каких-то случаях и запретить эксплуатацию того или иного газового прибора в связи с высоким риском возникновения аварийной ситуации. Данный пункт выделим в качестве также самостоятельного, одного из системных недостатков.

Для конечного замыкания всей информации об оборудовании, абонентах, специалистах требуется единая по стране информационная система по всем точкам потребления газа, база данных по всему парку установленного оборудования с информацией о марке/модели, сроках службы, отметками о проведенных обслуживаниях и ремонтах. Причем следует сразу создавать также единый реестр конкретных специалистов с индивидуальными допусками, цифровыми подписями, которых необходимо наделить также обязанностями по установке соответствующих отметок в базе данных потребителей газа. Таким образом, в комплексе с вышеуказанными риск-факторным анализом мы получим возможность оценивать риски аварий и чс по каждому дому, по каждой квартире. Отсутствие единой и независимой от поставщиков газа (коммерческих организаций) базы данных абонентов и специалистов – следующий системный недостаток текущего положения в отрасли.

На сегодняшний день в области газоснабжения населения в стране отсутствует орган независимого надзора за участниками рынка (поставщиками газа, обслуживающими организациями, ремонтными специалистами, абонентами, УК/ТСЖ). Область деятельности требует наличия множества достаточно узких знаний и опыта, т.к. уже отмечалось, что вопросы безопасности это комплекс множества, подчас очень незаметных мер, которые оказывают существенное влияние либо на возникновение ситуации, либо оказывают непосредственное влияние на тяжесть последствий. На сегодняшний день подобный орган отсутствует, особые опасения вызывает деятельность доминирующих участников рынка, которые без должного независимого контроля не только ведут свою деятельность неэффективно, но также не имея обязанности по отчетности во многих случаях не выполняют должным образом работы по обеспечению безопасности. Также следует отметить, что именно подобному органу, можно было бы вменить в обязанности, проведение технических расследований, разработку нормативов и требований, проводить анализ и пост-проверку деятельности участников рынка не в разрядах бумажных документов, а проводя в пределах статистических данных обход и опрос непосредственно абонентов, получая реальную картину – выполняются ли работы должным образом для обеспечения безопасности. Опрос ОНФ проведенный в 2019 году фактически показал, что несмотря на наличие отличных бумажных отчетов о  выполнении работ, фактически работы у более чем 50% абонентов в последние 3-5 лет никто не проводил. Да и наш опыт показывает, что при наличии у абонента претензий к поставщику газа, спец.организации, к большим доминирующим региональным компаниям – его жалобы как правило не получают должных ответов и реакций, абонент получает отписки различных органов, которые по своей сути должны первоочередным образом защищать права именно гражданина. Отсутствие независимого органа контроля и надзора, технического регулятора – следующий системный недостаток.

Ну и конечно отдельно стоит выделить – более 70 различных нормативных документов регламентирующих область деятельности, которые во многом переплетаются, противоречат друг-другу или иным законодательным актам по «сопутствующим» областям – системный недостаток – обеспечение безопасности кроется в минимальном количестве нормативных документов, которые до запятых без возможности трактовок описывают обязанности каждой из сторон.

Как уже отмечалось выше системный подход к обеспечению безопасности при использовании газа в быту это комплекс множества предупреждающих мер, причем опровергая многие сложившиеся мифы, многие из элементов данного комплекса мер имеют непосредственное отношение в том числе к строительным конструкциям, оконным блокам, каналам вентиляции и многим аналогичным иным, вроде бы не оказывающим никакого влияния на безопасность деталям. В начале года мы с Вами слышали множество различных предложений по различным техническим устройствам сигнализации загазованности, устройствам прекращения подачи газа, обустройству сбрасываемых оконных конструкций и многим иным. Отметим сразу, что практически все прозвучавшие предложения в той или иной степени могут исключить многие аварии и ЧС, но в то же время использование их исключительно в «индивидуальном» порядке, без остальных коренным образом не переломит ситуацию, не произведет качественный переход тенденций к снижению количества случаев. Наоборот, на волне популизма, мы можем получить негативное развитие ситуации, когда вновь установленные приборы, которые также требуют должного обслуживания и периодической проверки и замены, просто станут очередным предметом мебели, получим попусту потраченные средства без достижения необходимых результатов.

Обязательно рассмотрим в следующих публикациях иные аспекты, которые системным образом не позволяют переломить ситуацию. Продолжение следует.

Станислав Митюшин, руководитель Гильдии инженеров газового оборудования