Выборы в Государственную Думу Российской Федерации состоятся чуть более, чем через два года. Но именно сейчас нужно найти образ Думы нового созыва. Каким должен быть российский парламент не с точки зрения партийных раскладов, а с точки зрения его возможного (и необходимого) вклада в долгосрочное развитие страны, с точки зрения большого исторического времени? Через год, а тем более через два года, эта тема неизбежно отойдет на задний план: внимание общества и экспертов будет занято перипетиями и подробностями политической конкуренции. Однако важно, чтобы образ новой Думы к тому времени был сформирован: чтобы народ России понимал, для чего он её избирает, а будущие парламентарии понимали, для чего они в неё избраны. Важно, чтобы новый состав парламента, будучи избранным, понимал, что попал тем самым в большую историю, где есть не только «злоба дня» и соответствующие ей критерии эффективности, но и большие исторические задачи, и большая историческая ответственность.

Сергей Волобуев

Какие слагаемые образа новой Думы можно назвать сегодня, исходя из такой постановки вопроса? Кроме уже сделанной заявки действующей Думы на развитие парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти, можно обозначить следующие пункты:

  1. Новая Дума должна стать главной ареной общенациональной дискуссии. Слишком много общественных, экспертных сил в наши дни расходуется вхолостую, например, в ходе бессмысленных и бесплодных ток-шоу. Необходимо вернуть цену и силу гражданскому мнению, гражданскому слову, экспертным разработкам, предоставив им прямой канал воздействия на те или иные ситуации – путем их встраивания в механизмы работы парламента, главное – в законотворческую активность. Для этого должны получить новое дыхание, избавиться от формализма существующие парламентские практики диалога с гражданским обществом и экспертами (круглые столы, экспертные советы, парламентские слушания), а также возникнуть новые практики – прежде всего, связанные с развитием информационно-коммуникативных технологий. Также, видимо, потребует дальнейшего развития взаимодействие Общественной палаты и Думы, вплоть до принятия соответствующих регламентов.
  2. Новая Дума должна стать активным субъектом стратегического планирования, формирования так называемого «образа будущего» страны. Это предполагает активное участие парламентариев, Думы в целом, а также гражданских и экспертных кругов под эгидой парламента, в подготовке и обсуждении не только Бюджета Российской Федерации, но и основополагающих документов в области национальной безопасности, государственной культурной и образовательной политики, научно-технологической политики и т.д. А также – в развитии парламентского контроля в области реализации стратегических приоритетов, зафиксированных в соответствующих стратегиях и концепциях. Особое значение может иметь парламентская дискуссия в области новейших гуманитарных вызовов технологического развития. Именно народные представители призваны стать модераторами дискуссии по сложным вопросам, связанным с этическими и антропологическими аспектами «цифровизации», так называемой НБИКС-революции в целом. Кроме того, именно Дума, именно парламентарии призваны осуществить аудит правового пространства страны на предмет его соответствия/несоответствия императивам национальной безопасности, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, а также осуществить необходимые меры, корректирующие выявленные несоответствия.
  3. Новая Дума может и должна внести существенный вклад в укрепление правового государства и конституционного правосознания. Для этого необходимо активно использовать имеющиеся полномочия, например, развивая диалог с Конституционным судом Российской Федерации. Многие положения Конституции Российской Федерации трактуются различными общественными силами неоднозначно. Внести ясность в эти вопросы может только Конституционный суд, в ответ на соответствующий запрос Государственной Думы. Реализация серии таковых запросов в Конституционный суд со стороны Думы могло бы оказать существенное воздействие на конституционное правосознание граждан, содействовать укреплению правового пространства страны.
  4. Новая Дума должна увеличить объем законодательных инициатив, разработанных и внесенных депутатами. Сегодня мы видим здесь очевидный крен в пользу исполнительной власти. Однако решение этой задачи неразрывно связано с решением вышеизложенных задач и не может быть достигнуто никаким иным образом.


Сергей Волобуев, философ, политолог, координатор общественно-просветительского проекта «Гражданский экзамен»