В нашей Ассоциации — Российской ассоциации по связям с общественностью — в последнее время наметилась интересная тенденция. Мы отвечаем за развитие общественных отношений, общественных связей — но встречаться стали реже.
Реже проводим встречи в оффлайне. Но интенсивность общения не уменьшилась. То есть цифровая трансформация влияет на способ осуществления коммуникации и общественной организации — они переходят в онлайн-плоскость.
На мой взгляд, это происходит потому, что цифровая трансформация прежде всего затрагивает потребительский рынок. Каждый из нас, являясь гражданином, членом разных групп, прежде всего потребитель. А тенденции потребительского рынка задают новые привычки и меняют уклад жизни. И, может быть, меняют самое чувствительное, эмоциональное — мотивацию. Сначала мотивацию участвовать в новых формах взаимодействия. Затем и новые привычки, обязанные онлайн-маркетингу, переносятся на другие виды антропологической активности.
Однако не один потребрынок принимает участие в формирование новых устоев. Государство, развивая такие цифровые платформы, как Госуслуги, также меняет характер взаимоотношения с гражданами. Так мы получаем штрафы push-уведомлением, и также в один клик оплачиваем их. Подобные привычки начинают настраивать на соответствующее отношение к любым государственным услугам. Поэтому общественное представительство в рамках цифровой трансформации будет дальше сдвигаться в ассистирование, в поддержку граждан в оценке качества услуг и изменении ассортимента предоставляемых услуг.
Нацпроект — набор госуслуг
Любую государственную политику, в том числе и любой национальный проект, можно представить как набор госуслуг. Власть должна иметь такую же связь со стороны гражданина, как любая компания от лояльных потребителей.
Пока что политика отстает как минимум на поколение. Например, чтобы из Европы добраться до России, я покупаю билет ещё в России через интернет. А раньше, чтобы купить билет на поезд, нужно было поехать на вокзал, отстоять очередь, разобраться в разных предложениях и так далее. Так вот в политике, в способе представительства мы сейчас наблюдаем схожую ситуацию. Имея абсолютно цифровое гражданское общество, абсолютно цифровой потребительский рынок, мы по-прежнему делаем один день для голосования в год, по-прежнему делаем день тишины, что с точки зрения маркетинга, конечно, страшная вещь. Это все равно, как если бы запретить рекламу в день, когда вы собираетесь совершить покупки. На всякий случай, чтобы вы не поменяли свое решение.
В 2019 году мы столкнулись с еще с одним примером архаизма. На выборах часть кандидатов не смогла качественно собрать подписи в виде автографов. Сам процесс собирания «автографов» — страшная вещь с точки зрения современного уклада жизни. Ни один нормальный человек не должен давать одновременно данные о своем домашнем адресе, данные паспорта — как минимум с точки зрения защиты персональных данных.
Поэтому мы — РАСО — выдвинули инициативу по цифровизации всей процедуры представительства граждан. Например, чтобы подписи можно было собирать через сайт gosuslugi.ru. А условием верификации мог бы стать факт уплаты налогов. Конечно, такие масштабные изменения поставят вопрос о необходимости доработки Основного закона.
Конституционная трансформация
Предположу, что содержанием следующих поправок в Конституцию Российской Федерации спустя три или четыре года станет необходимое юридическое оформление электронного голосования. Так будет ознаменован переход на совершенно другую систему учета мнения населения и граждан.
Такие меры не отменят существующих форм политического участия и общественного взаимодействия, но они способны благоприятно повлиять на задачу повышения легитимности.
Всеобщее избирательное право перестаёт быть ценностью в привычном понимании и порождает необходимость относиться к нему по-новому, использовать и развивать механизмы учета мнения избирателей, механизмы прямого влияния гражданина-налогоплательщика на структуру принимаемых решений.
Речь идет о селективном подходе к использованию налогов с доходов. Нужно менять принцип взимания налогов. Существующая финансовая система позволяет ежеквартально вносить коррективы, по крайней мере, на муниципальном уровне, в приоритеты и в оценку эффективности.
Не менее значимо на волне попыток оцифровать все, что только можно — взвешенный подход и сбалансированные предложения, как сохранить реальное общение, которое бесценно. Примерно так же, как любой родитель занимается воспитанием ребенка не только с помощью Youtube и Google, но и с помощью игры в обычные кубики.
Станислав Наумов, Президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО)