Полномочный представитель Российской Федерации в Контактной группе по урегулированию ситуации на Украине Борис Грызлов о заседании Контактной группы 30 сентября 2020 года:
«Сегодняшнее заседание трехсторонней контактной группы было на грани срыва из-за нежелания представителя ОБСЕ и делегации Украины вести фиксацию (ведение стенограммы, аудио-, видеозаписи) заседания, то есть они настаивают на проведении переговорного процесса в условиях без оформления протоколов икакой-либо фиксации позиций, предложений, заявлений участвующих в переговорах сторон. По сути, практически безо всякой ответственности сторон в переговорах. Киев отказывается от фиксации любых договоренностей, как будто заранее знает, что не будет их выполнять.
Такая позиция является контрпродуктивной и ставит под сомнение саму цель переговоров в достижении мира на юго-востоке Украины.
Более того, вызывают серьезную озабоченность двойные стандарты в попытках координатора ОБСЕ монопольно присвоить себе право решения, кто должен информировать общественность об их ходе. Особенно вызывает удивление, что закрываютсяглаза на попытки искаженного информирования о переговорах со стороны представителей украинской делегации, не говоря уже о соблюдении ими декларируемой конфиденциальности переговорного процесса.
Попытки абсолютно засекретить переговоры и скрыть от общественности реальные позиции и ответственность сторон чреваты ростом эскалации конфликта. Мы настаиваем на открытости работы в переговорном процессе.
По факту, ничего не изменилось. Украинская сторона вышла из дополнительных мер по усилению режима прекращения огня. Заблокированы все предложения по координации и контролю за соблюдением режима прекращения огня, сорваныранее достигнутые договоренности о совместных инспекциях Украины и Донбасса, создаются позиции ВСУ в зонах разведения сторон.
Все это нельзя рассматривать иначе как подготовку новых украинских военных акций против Донецка и Луганска. В том режиме избирательной кампании, в котором сейчас находится Украина, приказ о возобновлении боевых действий украинской стороной может поступить в любой момент.
К сожалению, некоторые представители ОБСЕ недооценивают опасность ситуации, хотя сама миссия ОБСЕ с 27 июля зафиксировала более 1300 нарушений режима прекращения огня.
Мы фиксируем, что последние политические решения Киева также направлены на продолжение агрессии против Донбасса. Постановление Верховной Рады о местных выборах, которое нарушает Минские соглашения, так и не скорректировано. Как заявлено на сайте Президента Украины сегодня в 13:11: «Главной целью нашей делегации, как и всего государства, является возвращение исключительно на украинских условиях всех временно оккупированных территорий». Это принципиально противоречит самой основе Минских соглашений!
Безусловно, такая позиция юридически ничтожна, но политические последствия у нее катастрофичны. Украинская власть вынуждает представителей Донецка и Луганска принять ответные меры и не должна жаловаться, когда эти меры будут реализованы. Киеву лучше вернуться к исполнению Минска, к исполнению своих прежних предвыборных обещаний.
Отмечу, что вчера на подгруппах представители киевской делегации вновь признали, что постановление Верховной Рады нарушает Минские соглашения. Попытки украинской стороны заболтать этот принципиально важный вопрос выглядят недостойно. Показательным является и решение президента Зеленского о выводе из состава делегации Украины ТКГ Витольда Фокина, единственного профессионала, который называл вещи своими именами, понимал и публично озвучивал важность ответственного выполнения украинской стороной «Комплекса мер…».
Добавлю еще одно. В заявлениях на международную аудиторию Киев пытается присвоить себе достижения в сфере режима прекращения огня. В реальности, украинская позиция была и остается прямо противоположной. Никаких достижений у Киева нет. Именно украинская сторона тормозитлюбые договоренности о прекращенииогня, и до настоящего времениукраинские вооруженные формирования являются источником нарушений. Именно из-за киевской позиции режим прекращения огня остается неустойчивым.
Международным посредникам минского переговорного процесса пора потребовать от украинской стороны конструктивного и ответственного отношения к достижению мира во внутриполитическом конфликте на юго-востоке Украины.»