На фото: Горбунов Илья Станиславович, Директор ЦСКП по устойчивому развитию и коммуникациям

Ряд позиций, изложенных Президентом РФ Владимиром Путиным на Петербургском международном экономическом форуме, в частности, проблемы создания новых транспортных коридоров, товаров и услуг следующих поколений и общий  курс на открытость российской экономики чрезвычайно важны для отечественной промышленности. В свою очередь, это требует ряда шагов в области логистики, управления, инвестиционных и административных решений власти.

В то же время, Президент отметил, что к импортозамещению нельзя относиться как к панацее. Следовательно, действия, которые сейчас предпринимают руководители предприятий, заключая контракты с коллегами из дружественных стран должны быть не просто продолжены, а активизированы.

Иностранные компании готовы заключать договоры с российскими предприятиями о поставках необходимой продукции и комплектующих. Их стремление вполне объяснимо: на посредничестве в условиях антироссийских санкций можно хорошо заработать, и многие иностранные юрисдикции готовы предоставить логистические коридоры. Проблема в том, что немногие иностранные юрисдикции могут противостоять угрозам вторичных санкций со стороны западных банков.  Поэтому самым выгодным является заключение договоров с компаниями, находящимися в странах, которые смогут противостоять экономическому давлению США и ЕС. В этом отношении одним из наиболее сильных партнеров для нас становится Турция.

Более надежным для устойчивого развития российской промышленности является международная промышленная кооперация со странами, где производство растет высокими темпами. В странах АТР для России наиболее близки Китай и Индия.

Индийские предприниматели готовы поставлять в Россию продукцию практически по всем отраслям, включая высокотехнологические. Развитие отношений необходимо поддержать решениями финансовых организаций и налоговыми мерами. Соглашение об избежании двойного налогообложения между индийской и российской стороной на сегодня значительно менее комфортно, чем с иными странами АТР и Европы. Эта ситуация требует разрешения со стороны министерств финансов обеих стран.  Развитие деловых отношений должно стимулировать создание системы прямых расчетов «рубль-рупия». Это позволит существенно снизить издержки в торговых операциях предприятий. Необходимо помнить, что Индия — одна из немногих стран, готовых активно и последовательно противостоять угрозам санкционного давления, в первую очередь, со стороны США.

Взаимоотношения по совместному выстраиванию отношения с партнерами АТР требуют особого подхода и определенного «бизнес-этикета», которого придерживаются в регионах Азии. Одним из эффективных способов предотвращения возникающих проблем является приглашение специалистов высокого уровня, работающих в компаниях АТР, в руководство российских компаний. Именно такой тактики в свое время следовали руководители российского бизнеса, приглашая экспатов для выхода своих компаний на внешние рынки. И во многих случаев это себя вполне оправдало.

Развитие логистических путей смещается в регионы среднеазиатских республик, стран Ближнего востока и Юга России. Здесь необходима реконструкция порта Астрахань и решение о субсидировании перевозок. На Дальнем Востоке система показала свою эффективность и успешно используется в логистической практике.

Как отметил в своей речи Президент, российская экономика уже не та, что была 15 лет назад. Она сумела накопить запас прочности и подготовиться к ударам извне. Многие руководители производств проявили достаточную дальновидность и заблаговременно обновили парк машин и оборудования. Таким образом, российская промышленность получила возможность подготовиться к внедрению отечественных технологических разработок. Но, безусловно, этого времени крайне мало, и форсировать российскую внедренческую деятельность необходимо в ускоренном темпе, решая проблемы оперативной выдачи патентов, эффективного обеспечения прав отечественных разработчиков на интеллектуальную собственность, кардинально сокращать сроки сертифицирования новой импортозаменяемой продукции.

Временное, вынужденное производство продукции «пониженных потребительских характеристик» (пример: автомобильная промышленность), должно стать действительно временным. Ценовая доступность такой продукции должна быть обеспечена путем совместных решений государства и бизнеса. В дальнейшем, когда продукция получит решения в области обновленных комплектующих и внедрения новых технологий, ее цена должна оставаться доступной для широкого потребителя.

В основе комплексного развития отечественной промышленности должно быть положено станкостроение и воссоздание производства элементной базы.

Это сложные задачи, которые потребуют интеграционных решений на международном и постсоветском пространстве, прежде всего с теми государствами, которые продолжают относится к России, как к надежному партнеру и верному соратнику. Таким партнером для нас является Республика Беларусь, с которой мы строим Союзное государство.

Российской дипломатии не первый раз приходится действовать в условиях давления со стороны мировых держав. Но практика показала, что наши дипломаты умеют сражаться на всех международных фронтах. После революции 1917 года и гражданской войны нашу страну представляли на Западе как «антимир». Но уже в начале двадцатых годов, газеты США вышли с заголовками «С Россией надо торговать». И все последующие тяжелые годы становления отечественной индустрии дипломатия и внешнеторговые миссии сделали немало для заключения международных контрактов, позволивших создать индустриальные гиганты.

Это пример показывает, что поддержка и развитие российской промышленности – задача, в буквальном смысле слова, для всех отраслей и сфер нашей деятельности.