О правительственной стратегии развития судостроительной промышленности уже рассказывал в Государственной Думе министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Но промышленникам нужна помощь законодателей. Единороссы разрабатывают механизм выполнения Федеральной целевой программы по судостроению, которая позволит полностью освоить богатства русского Севера и Дальнего Востока.
Последний вызов
Россия опять оказалась перед лицом серьезного вызова. Либо срочно становится по-настоящему морской державой, либо через 4 года навсегда отказывается от освоения всех своих шельфов. Значит, осваивать их будут другие страны – то есть, разведывать, добывать нефть и газ, транспортировать и перерабатывать наши энергоносители. И, разумеется, получать сверхдоходы. Мы же окончательно превратимся в полуколонию – номинального владельца «плодоносной» территории. А там, глядишь, и до «почетного» статуса колонии рукой подать.
Казалось бы, какая связь между судостроением, освоением шельфа и такими мрачными перспективами? Самая прямая. Россия практически прекратила строительство гражданских судов. Всех категорий и водоизмещений. На шельф нам послать нечего.
Как рассказал депутатам «Единой России» Юрий Коптев, – один из ведущих специалистов Федерального агентства по промышленности, — мы просто можем опоздать с освоением шельфа. И лишиться жизненно важных перспектив. Но шанс – есть. Правда, без «Единой России», партии парламентского большинства, его реализовать проблематично. Поэтому промышленники и пришли к «единороссам» за помощью.
Ледовая пропасть
По словам Юрия Коптева, сегодня промышленность выполняет только военные заказы. Это, безусловно, важно, однако гражданских заказов на судостроительных верфях меньше 6 процентов. Почему? Да невыгодно инвесторам размещать заказы на постройку судна в России – НДС съест больше четверти стоимости заказа.
Кстати, в США на изготовление судов и даже самолетов вообще нет НДС. Поэтому все летающее и плавающее, сделанное в Америке, дешевле ровно на их НДС. Как заявил 1-й заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Виктор Ельцов, ситуацию с налогообложением надо срочно менять. Он убежден, что страна больше теряет – уже потерян весь торговый флот. Это тот флот, который на деньги российских инвесторов построен на иностранных вервях и ходит под чужими флагами.
Но это еще полбеды. Юрий Коптев утверждает, что мы серьезно отстали не только и не столько в производстве, сколько в технологиях и даже фундаментальной науке. «Чисто» научно-исследовательские суда мы не строим вообще. Государству они почему-то не нужны, коммерсантам – и подавно. Достраиваем ледоколы, заложенные еще при Советской власти (новых, «демократических» заказов никогда не было). Последний ледокол, который сойдет со стапелей, носит имя «50 лет Победы». Посчитайте, когда он должен был вступить в строй?
Может, нам ледоколы и не нужны вовсе? Может. Зато зачем-то очень нужны таким «северным» странам, как Корея и Китай. Их ледокольные танкеры с гигантским водоизмещением в 200 – 300 тысяч тонн по себестоимости безнадежно обогнали Россию. Почему танкеры именно ледокольные? Потому что китайцы и корейцы намерены по северному морскому пути снабжать Европу и Америку, да и себя тоже, сжиженным природным газом – самым популярным энергоносителем ближайшего будущего. Который собираются добывать на шельфе вблизи нашего полуострова Ямал. Мы его еще и не освоили, а они уже готовы.
Низкая себестоимость танкеров достигнута, прежде всего, высокими технологиями. У нас же технологиями заниматься практическим некому: на всю Россию осталось полторы-две тысячи гражданских конструкторов надводных морских судов. В разрозненных и разнопрофильных КБ.
Свистать всех
На эту морскую карту, по сути, поставлено будущее России. Поэтому «Единая Россия» не только приняла участие в разработке Федеральной целевой программы по судостроению, но и делает все, чтобы эта программа состоялась. Ведь как бывает? Вроде бы программа полезная и продуманная, научно и экономически обоснованная. Но нет денег. Еще нет законодательного механизма ее осуществления. Мало сказать: надо сделать. Хотелось бы еще знать – как?
Партия, возьми штурвал!
Поэтому и обратились промышленники к «единороссам». Председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев считает, что надо объединить усилия сразу нескольких думских комитетов, курирующих оборону, промышленность и науку. «Единороссы» полностью согласны с промышленниками, что судостроение необходимо срочно и кардинально реорганизовать. И готовы создать для этого действенный законодательный механизм.
В первую очередь, отрасль горизонтально интегрируют – создадут холдинги с управляющими компаниями. Это значит, что предприятия лишатся обременительного и дублирующего друг друга «натурального хозяйства» — скажем, собственных литейных цехов. Все литье по одинаковым «лекалам» можно делать в одном месте, а производственные и энергетические мощности использовать для других целей. Предприятия получат специализацию. Себестоимость продукции сразу резко снизится. А стратегию холдинга станет определять управляющая компания. Она распределит между заводами и верфями заказы и избавит от ненужной, изнуряющей и даже разорительной конкуренции, когда чья-то продукция оказывается невостребованной. И не позволит простаивать производственным мощностям.
Всего, утверждает Виктор Ельцов, будут созданы три мощных судостроительных центра – Западный, Северный и Дальневосточный. Новое дыхание обретут черноморские и каспийские предприятия. При этом «единороссы» опираются не только на государственные, оборонные возможности, но и на немалые ресурсы частных компаний. Но самое главное, Валерий Язев согласен с промышленниками, что конструкторов судов следует объединить в одном конструкторском бюро. Возможно, это и обеспечит нам технологический прорыв, столь необходимый для перспективного развития судостроения.
Российским ученым только предстоит разработать методы добычи во льдах полезных ископаемых. Таких технологий пока нет в принципе. А они нужны будут уже через 4 года, когда Россия, согласно международным договоренностям, обязана поставлять с ямальского шельфа энергоносители. Китайцы и корейцы к этому «судному дню» уже подготовились — построили свои ледокольные танкеры.
Мы же еще в советское время заказывали в Норвегии плавучие платформы, с которых можно осваивать добычу подводно-подземных залежей нефти и газа. Успехи норвегов оказались более чем скромными, да и годятся для использования лишь в щадящих условиях – например, вблизи Сахалина. А вот для освоения шельфа Ямала технологий пока нет. Времени для изобретений – тоже в обрез.
Поэтому «единоросс» Виктор Ельцов солидарен с промышленниками, что необходимо создавать так называемый центр компетенции по освоению ямальского шельфа. И Газпром, и государственный бюджет должны не поскупиться на фундаментальную науку – экономия обойдется дороже.
Промышленники нашли в «Единой России» единомышленников: Госдума разработает и примет законы, обеспечивающие стране новый импульс развития судостроения. А в программе «Единой России» — возрождение и осуществление петровской мечты: Санкт-Петербург станет нашей морской столицей.
Наша справка:
· Мощности судостроительной промышленности России загружены всего на 40 процентов.
· Из них 70 процентов – военные заказы. «Оборонка» возросла на 109 процентов.
· Всего заказов на постройку гражданских судов – 5,8 процентов.
· Производственные возможности: в советские времена верфи строили только военных судов 50 единиц в год, сегодня – столько же в 10 лет.
· До 2015 года в рамках Федеральной целевой программы по судостроению надо в науку субсидировать 79 миллиардов рублей, в модернизацию производственной базы – 30 миллиардов рублей.
Для сравнения: немцы в период объединения Германии вложили в модернизацию своих восточных верфей 4 миллиарда евро.
Олег Белов