Принято считать, что сырьевые ресурсы в России неограниченны, и обеспечат нам вечное процветание. Увы, эти ресурсы, в том числе и топливные, ограничены нашими возможностями их добывать. И даже – разведать. Более того, по мнению многих экспертов, одна из главных проблем России – энергетическая отрасль. И это сегодня, когда мы успешно торгуем нефтью, газом и прочими ископаемыми. Однако если мощности не будут увеличиваться, к 2010 году Россию ждет энергетический дефицит, и он со временем только возрастет. Единороссы взялись за осуществление одного из самых грандиозных мега-проектов, который определит стратегическое развитие России на ближайшие десятилетия.

Депутат Госдумы от «Единой России», глава думского комитета по промышленности Мартин Шаккум считает, что задача партии на сегодняшний день – это помощь в преодолении ресурсных и сырьевых ограничений. Проблему сырьевого голода может решить освоение Полярного Урала. Там-то и есть масса неосвоенных ресурсов. Освоить же их «единороссы» намерены с помощью проекта «Урал промышленный – Урал полярный».

Обеспечить доступ к сырью

Старт осуществлению грандиозного проекта по созданию новой минерально-сырьевой базы промышленности на полярном и приполярном Урале был дан на совещании по социально-экономическому развитию УрФО в мае 2005 года в Челябинске. На этом совещании президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что развитие транспортной инфраструктуры страны является национальным приоритетом, ее эффективность напрямую влияет на темпы экономического роста. Поэтому развитие транспортной системы в Уральском округе должно отвечать долгосрочным интересам всей российской экономики.

По мнению спикера Госдумы, лидера партии «Единая Россия» Бориса Грызлова, сейчас необходимо обеспечить в рамках проекта доступ к запасам сырья на полярном Урале.
— В частности, там достаточно топлива для полноценного обеспечения электростанций, — сказал Борис Грызлов. — И сейчас полярный Урал нужно рассматривать не только как территорию добычи сырья, но и первичной его переработки.

Почему, все-таки, выбран именно Урал? Не превратится ли партийный мега-проект в локальную акцию, направленную лишь для поддержки одного региона? «Единая Россия» считает, что в Уральских горах – не только героическое прошлое российской промышленности, но и славное будущее державы.
УрФО, занимая менее 11 процентов территории страны и, располагая 8,5 процента населения России, производит 16 процентов валового продукта государства, 21процент всей промышленной продукции. Здесь собирается половина налогов в федеральный бюджет. Концентрация промышленного производства на Урале в 4 раза выше, чем в среднем по России.

В УрФО добывается 92 процента российского газа, 68 процентов нефти, включая газовый конденсат, 45 процентов рафинированной меди и 40 процентов алюминия. Отсюда идут 40 процентов общероссийского объема производства стали и проката черных металлов, почти 10 процентов всей отечественной машиностроительной продукции.

УрФО обладает почти третью всех разведанных запасов минерального топлива России, 1/6 частью железных руд, почти десятой частью запасов древесины, практически всем российским газом, природные объемы которого составляют 26 процентов мировых запасов.
Для всех субъектов УрФО характерно существенное превышение экспорта над импортом, в целом по округу — в 8 раз. По этому показателю УрФО уверенно держит 1 место среди федеральных округов.

Из шести входящих состав округа субъектов Федерации, пять являются донорами.
Но это – только кажущееся благополучие. И, что тревожит «единороссов», — недолгое. Все может закончиться буквально вот-вот. Степень износа основных фондов крупных и средних коммерческих организаций составляет 49,3 процента при среднем в стране 43,7 процента. Полностью изношено 17 процентов основных фондов, что на 2 процента выше, чем в среднем по России. В настоящее время в промышленности имеется ряд отраслей с жесткими ограничениями дальнейшего развития из-за дефицита свободных производственных мощностей (коэффициент их использования 75-80 процентов) — это, прежде всего черная и цветная металлургия.

А в старых промышленных зонах, какими являются Свердловская и Челябинская область, где интенсивная промышленная эксплуатация продолжается уже более трех веков, сырьевая база практически истощилась. В структуре промышленного производства Свердловской и Челябинской областей черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка занимают сейчас 73 и 83 процента соответственно. При этом из Грузии, Украины, Казахстана сегодня ввозится 630 тысяч тонн марганцевого концентрата, так как у нас практически нет своей марганцево-рудной базы. При годовом потреблении в 1,4 миллиона тонн хромовых руд промышленными предприятия завозится 1,2 миллиона тонн, в том числе из Турции и Казахстана. Острейший дефицит сырья испытывают предприятия медной подотрасли.

Чем богат Полярный Урал?

Однако прогнозный потенциал по хромовым рудам оценивается здесь в 850 миллионов тонн. Подготовленная сырьевая база позволяет добывать порядка 1,5 миллиона тонн этих руд в год, что в перспективе позволит полностью обеспечить отечественным сырьем всю ферросплавную промышленность страны.
Исследования последних лет вывели полярный Урал на ведущее место в стране и по прогнозному ресурсному потенциалу марганцевых руд. По некоторым оценкам, он превышает 1 миллиард тонн. А годовая потребность промышленности России оценивается всего в 5 миллионов тонн.

Проведенные в ограниченном объеме поисковые, геологоразведочные работы на медь уже позволяют оценить прогнозный ресурсный потенциал полярного и приполярного Урала в 17 миллионов тонн меди при годовой потребности всей промышленности России в 1,4 миллиона тонн.

На полярном Урале уже разведано Софроновское месторождение фосфоритов, руды которого являются богатейшими среди российских аналогов. Геологические предпосылки дают основание уверенно прогнозировать здесь еще 10, подобных Софроновскому, месторождений. Общие ресурсы региона превышают 500 миллионов тонн. И это в перспективе позволит в значительной степени ликвидировать дефицит данного вида сырья в России, потребности которой оцениваются сегодня примерно в 8,4 миллиона тонн.

А прогнозный железнорудный потенциал полярного и приполярного Урала оценивается в 5,6 миллиарда тонн. Здесь подтверждены запасы хромитов, свинца, золота, редких металлов, пьезооптического кварцевого сырья в разы превышающие запасы разрабатываемых сегодня на Урале месторождений. Так, в пределах полярного Урала прогнозные ресурсы бокситов оцениваются в 1,2 миллиарда тонн. Возможные поставки бокситов с Полярного Урала могут достичь 0,5 миллиона тонн.

На приполярном и полярном Урале возможна рентабельная разработка энергетических углей. Их прогнозные ресурсы — 25,5 миллиарда тонн. Они являются более качественными, чем импортные — экибастузские.

С высокой степенью вероятности учеными даны прогнозные оценки масштабных ресурсов угля, бокситов, цинка, вольфрам-молибденовых руд, горно-технического сырья (бариты), минеральных удобрений (фосфориты), керамического и огнеупорного сырья, камнесамоцветов, строительных материалов, бентонитовых глин.

По данным Уральского отделения РАН, общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения полярного и приполярного Урала, составляет порядка 290 миллиардов долларов. При реализации хотя бы части прогнозных ресурсов открываются возможности создания новой горнорудной базы России, способной обеспечить потребности российской промышленности на период до 2050 г и далее.

А есть еще и углеводородное сырье. В настоящее время в УрФО открыто и разведано 652 месторождений. Значительная часть запасов углеводородов расположена на полуострове Ямал и в западной части Ханты-Мансийского АО. По данным геолого-разведочных работ, извлекаемые запасы углеводородов только в ЯНАО составляют: нефти — 2,4 миллиарда тонн; конденсата — 1,2 миллиарда тонн; газа — 34 триллиона 867 миллиардов кубометров.

Суть проекта – новая железнодорожная магистраль

Цель партийного проекта — обеспечение транспортной доступности ресурсов полярного и приполярного Урала на основе опережающего развития транспортной инфраструктуры. Ядром проекта должно стать строительство железнодорожных линий Полуночное — Обская и Обская — Салехард — Надым.
Оптимальная транспортная схема в регионах, составляющих основу экономики России, обеспечит более тесную экономическую интеграцию субъектов РФ — участников проекта, диверсификацию их экономики, укрепление единого экономического пространства.

Уже сформирована окружная межведомственная комиссия для координации деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти, научных организаций, субъектов хозяйствования, утверждены рабочие группы и определены организации, являющиеся головными исполнителями. Проект получил вполне реальные очертания.

В прошлом году была создана управляющая компания — ОАО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный», которая формирует органы управления и определяет стратегию развития.

На 7 съезде партии «Единая Россия» принято решение данный проект включить как составляющую часть в стратегию промышленного развития страны.
Заседание рабочей группы рассмотрело ход работ по подготовке пакета документов для участия в конкурсе на получение государственной поддержки из Инвестиционного фонда Российской Федерации.

«Единороссы» обсудили этот вопрос и с Министром транспорта России Игорем Левитиным. И Минтранс готов выступить заказчиком вместе с УрФО по проекту в части развития транспортной инфраструктуры, что, безусловно, является решающим для развития территорий и реализации проекта. Также Минтранс готов поддержать заявку в Инвестиционный фонд России.

Ядром проекта «Урал промышленный — Урал полярный» является железнодорожная магистраль Полуночное-Обская и автомагистраль Тюмень-Урай-Агириш-Салехард, которые пройдут вдоль восточного склона Уральских гор. Строительство железной дороги вкупе с автомагистралью обеспечивает доступ к перспективной горнорудной базе. В случае реализации проекта уже к 2012 году объем перевозимых в южном направлении грузов достигнет 1 миллиона тонн в год железной руды, и 5 миллионов тонн угля.

Перспективный вектор экспортных грузопотоков по линии Север-Юг — это сырьевые ресурсы Полярного и Приполярного Урала, сжиженный природный газ, деловая древесина, строительные материалы в Индию, Китай, кварцевый концентрат — в Японию, сжиженный газ — в Европу.
Перспективный вектор экспортных грузопотоков по линии Юг-Север при достройке железной дороги Обская-Бованенково — из порта Харасавэй с выходом на трассу Северного морского пути — экспортная продукция перерабатывающей промышленности Урала, Сибири, лес и лесоматериалы ХМАО-Югры, Свердловской области.
Всего же общий грузопоток по транспортному коридору в южном направлении, согласно технико-экономическим соображениям, составит в среднем 27,7 миллиона тонн в год.

С учетом грузов для предприятий горнорудной и угольной промышленности, нефтегазового, лесопромышленного комплексов, годовой объем грузоперевозок по намечаемой к строительству железной дороге в северном направлении составит до 20 миллионов тонн в год.
Осуществление проекта «Урал промышленный — Урал полярный» потребует инвестиций, по оценкам экспертов, порядка 350 миллиардов рублей. В этом году, считает Борис Грызлов, будет выделено около 120 миллиардов.
— До настоящего времени все проекты, поддержанные «Единой Россией» были успешными, — заявил спикер.
— Проект «Урал промышленный — Урал полярный» подразумевает прокладку нового транспортного коридора вдоль восточного склона Уральских гор, — рассказал полпред президента РФ в Уральском федеральном округе Петр Латышев. — Это позволит вовлечь в хозяйственный оборот 1,5 миллиарда тонн нефти, свыше 300 миллионов кубометров леса. Ожидаемый экономический эффект от реализации проекта составит до 4 триллионов рублей.
По его словам, значительная часть инвестиций в рамках проекта будет направлена на приобретение машин и оборудования у российских производителей. Кроме того, выполнение этого масштабного плана потребует 400 тысяч тонн рельсов — четверть годового производства этой продукции в РФ, 750 тысяч тонн металлоконструкций.
— В каждых 10 миллиардах рублей в течение короткого времени прибыль составит 40-50 миллиардов рублей, — сказал он.
Реализация мега-проекта «Урал промышленный – Урал полярный» претендует на формирование новой геополитической карты Россия и мира. За 5 лет более чем на треть увеличится ВВП России, исчезнет зависимость от зарубежного сырья, будет освоен богатейший в мире нефте-газовый регион и разгружены длинные транспортные плечи.

Павел Кривошеев