Современное российское общество жаждет новой жизни, некоего обновления. Эти настроения очень сильны в обществе.
Мы видим, что многие проекты, многие идеи, которые сегодня предлагаются, направлены на то, чтобы выработать новую модель развития. На этом сосредоточены все интеллектуальные силы России. Тем же самым озадачены сегодня и другие страны. Вопросы выработки новой модели развития интересуют всех.
Очень много говорят об отрицательных последствиях глобализации и тех кризисов, которые потрясали нас в последнее время. Но есть и позитивный результат у всех этих проблем. Они нам показывают, что доминирование материализма уходит в прошлое, многие люди, в том числе контролирующие богатства в современном мире, понимают, что намного важнее материальных ценностей целостное представление о себе самом, о своем народе, об общности, в которой ты живешь, о своей роли, миссии в мире, в семье человечества. И конечно же, каждый народ задумывается о том, каким должен быть наш цивилизационный проект. Какой вклад мы можем внести в современное мировое развитие, не противопоставляя себя мировому сообществу, не уходя в изоляцию, а именно занимая лидирующие позиции, предлагая свои новаторские идеи во всех сферах жизни?
Планируя разработку такого проекта, мы должны понимать: какие мы имеем преимущества, в чём наша сила? Безусловно, необходимо в первую очередь думать о своей стране, о России. Но нельзя забывать и о нашем окружении, о соседях, особенно на постсоветском пространстве. И здесь возникает вопрос: можем ли мы предложить некий проект развития совместно с этими соседями?
Таким образом, русский мир – это не только современная Российская Федерация. Русский мир – это цивилизационная общность, это определенный цивилизационный проект, который выходит за границы нашей страны. Российская Федерация – очень мощная часть русского мира, одна из главных и по экономическим, и по политическим возможностям, однако у русского мира есть и другие столпы и опоры. Святейший Патриарх, выступая недавно на Ассамблее русского мира, сказал о том, что русский мир берет свои истоки не в Москве, он начался на берегах Днепра, в Киеве. Киев объединил многие славянские племена, сумел провести христианизацию без меча и крови, смог сплотить нацию воедино, защитить свои ценности, расшириться. Эта миссия в силу определенных исторических обстоятельств перешла Владимиру, потом Москве, потом Петербургу, потом опять Москве. То есть именно в такой ретроспективе нам необходимо рассматривать русский мир.
Это не этнос, это не этническое понятие, а историческое. Это те народы, те общности, судьбы которых тесно связаны с исторической Русью. Наследниками Руси исторически являются три государства – Россия, Украина, Белоруссия. Это то ядро русского мира, вокруг которого может формироваться базовый цивилизационный проект. Что он из себя представляет? Это интеграционный проект, и надо думать о нем не как о создании некоего центра в виде Российской Федерации с сателлитами вокруг нее, а как об объединении многочисленных диаспор, разбросанных по всему миру. Вот это ключевая мысль, с которой Русская Церковь выходит не только в России на интеллектуальное поле, но и на постсоветское пространство, на пространство исторической России.
Игумен Филипп (Рябых), заместитель председателя отдела Внешних церковных связей Московского Патриархата