Указ президента России Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначил исторические рубежи, которых предстоит достичь российскому обществу и государству. Они не только предполагают достижение ряда количественных показателей, но и потребуют качественных перемен во всех сферах жизни. И особенно — в качестве системы управления. Речь идет об обновлении государства, обновлении страны.
Среди ключевых условий обновления — высокие темпы работы. Они заданы тем обстоятельством, что указ главы государства подписан 7 мая 2018 года — в первый день нового президентского срока. На данный момент в органах исполнительной власти, законодательной власти начато не только обсуждение, но и формирование конкретных планов действий по широкому кругу направлений.
Подготовка уже коснулась и наиболее сложных, наиболее спорных вопросов социально-экономического развития. При всем разнообразии мнений и предлагаемых подходов, крайне важно, что непростые проблемы, вопросы долгосрочной перспективы, оценки существующей и прогнозируемой ситуации сейчас выведены «из тени» и открыты для экспертной и общественной дискуссии. Результаты этой дискуссии не предопределены, но ее необходимость, ее польза несомненны. Новые амбициозные задачи нельзя решать исключительно прежними методами, и это в полной мере касается и конкретизации задач, и подготовки решений, и обеспечения обратной связи. Для достижения прорыва нам необходимо внедрять новые практики и методы. Уже поэтому требует дополнительного внимания общественная повестка, связанная с выдвижением современных инициатив, решением острых, резонансных проблем, достижением параметров устойчивого развития территорий, предприятий.
Стоит отметить, что роль «фабрик мысли», интеллектуальных центров, гражданских институтов заключается не только в экспертизе решений, предлагаемых органами власти, но и в формировании собственных инициатив, а также базы поддержки и реализации таких инициатив. Не случайно на совещании, которое провели представители «Единой России» и Российской академии наук, была подчеркнута востребованность общественной платформы, сопровождающей технологическое развитие. Говоря шире, общественной платформы, которая сможет результативно содействовать прорывному развитию страны, в том числе выявлять проблемы и обозначать перспективы развития территорий, разрабатывать новые подходы к решению вопросов социально-экономического характера, способствовать обмену опытом между регионами и муниципалитетами.
Речь идет не только о более широком общественном участии, но и о сохранении и укреплении общественного единства, консолидации вокруг национальных целей. Нужно не поддаваться опасному заблуждению, что преобразования требуют обострения общественных конфликтов. В этом плане востребованы и заслуживают продолжения такие инициативы, как форум «Что нас объединяет», проходящий в формате общественного диалога.
Реализуя задачи развития страны, важно выносить предлагаемые решения не только на экспертное, но и на широкое общественное обсуждение. Необходимо активнее использовать информационные технологии, которые позволяют учитывать мнение и широкого круга граждан, и представителей экспертного сообщества в режиме онлайн. Предстоит обеспечить эффективную инфраструктуру диалога с использованием новых технологий и при участии новых организаций. Во многом именно в этом и кроется ключ к успеху.
Среди вопросов, требующих активного экспертного и общественного обсуждения, особую значимость имеет вопрос ресурсов, которые обеспечат достижение поставленных целей. Будет правильно, если в центре такого обсуждения будет не просто перераспределение имеющихся ресурсов, но в первую очередь их наращивание, создание новых возможностей. Именно этим вопросам будут посвящены доклады Высшего совета «Единой России» в 2018 году. Напомню, что сама практика подготовки докладов Высшего совета возникла в прошлом году, и по итогам обсуждения принято решение сделать такой формат ежегодным.
Особое внимание в докладах и в партийной работе в целом планируется уделить развитию территорий. Это тем более актуально, что в повестке дня — новая стратегия пространственного развития России. И такая стратегия должна отвечать на ряд совершенно новых вызовов, предопределенных автоматизаций и цифровизацией производственных и управленческих процессов. При ее разработке и воплощении нужно не только учесть накопленный опыт, но и осознать, что он далеко не в полной мере применим к современным условиям. Это первое.
Второе. Главные вызовы территориального развития сегодня носят именно технологический и тесно связанный с ним демографический характер. Автоматизация и цифровизация производственных и административных процессов способны привести к колоссальному высвобождению трудовых ресурсов. Причем, по ряду прогнозов, произойдет оно именно там, где эти ресурсы сегодня концентрируются, — в крупнейших агломерациях, в самых населенных районах. И произойдет вовсе не в соответствии с линейной тенденцией, а резко, по экспоненте, так, как протекают многие социальные и экономические процессы. Тем актуальнее уже поставленная задача выравнивания благосостояния граждан на всей территории страны. И не требует особых доказательств тезис, что неосвоенность или недоосвоенность территорий равно резкой утрате конкурентоспособности.
Нам необходимо учитывать экономические, социальные, технологические и другие особенности каждой территории. Индикатором и одновременно стимулом может стать использование цифровых технологий в планировании пространственного развития, в управлении пространственным развитием. Такие проекты, как создание интерактивной карты уникальных возможностей российских регионов, способны укрепить основы принятия управленческих решений, улучшить сопровождение социально-экономического развития.
Устойчивый рост в нашей стране возможен только на базе использования всего земельно-ресурсного потенциала, на базе лучшего исторического опыта и, конечно, не только в плане добычи, но и переработки и производства продукции с высокой добавленной стоимостью. В последние годы ряд ценных примеров подхода к развитию уже дает российское сельское хозяйство, где используются методы как отраслевого, так и территориального планирования. Еще один ресурс прорыва — малое и среднее предпринимательство, эффективная поддержка которого способна укрепить базу устойчивого развития и в экономике, и в социальной сфере, и в политической жизни.
Третье. Важные вопросы связаны с дальнейшим развитием системы расселения и соответствующей транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры.
Крайне опасно, если это развитие будет идти как продолжение концентрации жителей в крупнейших агломерациях в ущерб остальной территории. Урбанизацию, безусловно, не остановить административными решениями, но она должна предполагать массовое строительство не только многоэтажных многоквартирных домов, но и жилья малоэтажных, в том числе индивидуальных форматов. Новые строительные технологии не только снижают стоимость индивидуального жилья, но и делают его более энергоэффективным и экологичным. Именно «сетевая» многоукладная пространственная урбанизация способна создать не только точки, но и «оси» развития страны и сделать это развитие устойчивым.
Курс на развитие российских регионов не означает снижения внимания к вопросам международного экономического взаимодействия, евразийской экономической интеграции. Напротив, укрепление интеграции — один из важных ресурсов развития и всей нашей страны, и ее регионов. Необходимо противопоставить практике нелегитимных «санкций» и торговых войн подходы, ориентированные на строительство экономики доверия. Именно так действует и будет действовать Россия, и это в интересах не только нашей страны, но и всего мира.
Понятно, что взаимодействие современных экономик во многом обусловлено как географией, так и историей. Уже эти факторы — но в первую очередь воля самих народов — делают приоритетным «контуром интеграции» Евразийский экономический союз. Мы видим укрепляющийся единый рынок ЕАЭС как надежную опору высокотехнологических отраслей, гарантию занятости для граждан, основу дальнейшего развития взаимовыгодного международного сотрудничества. Мы выступаем за то, чтобы дружеские, братские отношения между странами и народами были реальностью XXI века, не уходили в прошлое. Этот принцип последовательно проводится «Единой Россией» в межпартийном диалоге и находит поддержку наших коллег.
Наши интеграционные проекты не направлены против других государств, их суверенитета. Напротив, речь идет о формировании более благоприятных условий для равноправного сотрудничества, в том числе о сопряжении проектов международного характера. И в этом плане потенциал России, включая транзитный и технологический, является важнейшим фактором строительства Большой Евразии, евразийской интеграции в широком смысле слова.