Двадцать восьмого июня в Москве откроется форум «Что нас объединяет?!».
Ряд инициатив, которые будут представлены на форуме, обсуждались в рабочих группах Высшего совета «Единой России», в Экспертном совете партии. Обсуждение продолжается, и во многом именно этим инициативам, потенциалу их реализации, посвящена статья Бориса Грызлова.
Андрей Громов, член Экспертного совета партии «Единая Россия»:
— Задачи форума во многом совпадают с теми задачами, которые поставлены перед Экспертным советом «Единой России». Борис Вячеславович Грызлов поручил мне вопросы диалога нашего совета с внешними экспертами. Такая площадка, как предстоящий форум, очень важна для обеспечения предстоящей работы, поскольку мы настроены на взаимодействие с широким кругом экспертных, гражданских организаций. В свою очередь и они заинтересованы в совместной работе.
Важно, что сейчас появляются инициативы, которые направлены на активизацию проектной деятельности. Одну из таких инициатив в середине июня на встрече в Центре социально-консервативной политики совместно представили участники проекта «Лидеры России», выпускники Школы российской политики, члены Палаты молодых законодателей. Они предложили сформировать общественную платформу и проектный центр для выработки подходов к важнейшим проблемам развития, для тиражирования позитивного опыта в регионах. Участники встречи приняли соответствующий меморандум, а дальнейшие предложения планируют вынести на обсуждение форума и его экспертных площадок.
Виктор Конопацкий, помощник председателя Совета Федерации, директор Института комплексного территориального развития:
— Одной из основных регрессивных общественных характеристик была и остается нехватка доверия. Насколько важно доверие? Доверие — это качество отношений высокого уровня, которое влияет на многие государственные процессы, в том числе на социально-экономическое развитие. Даже на цифрах можно продемонстрировать, что доверие влияет на экономику. Чем выше доверие, тем ниже затраты. Рост доверия способен вывести экономику на траекторию устойчивого роста.
Все мы заинтересованы в том, чтобы экономика России была эффективной, основанной на передовых научных исследованиях, современном бизнесе, строгих экологических требованиях, социально ответственной, учитывающей реальные потребности человека. Все это становится возможным при условии создания атмосферы доверия между всеми субъектами социальных и экономических отношений. Это формирует и систему ответственности. Этому процессу в первую очередь способствуют проекты, обеспечивающие общественный диалог по самым спорным и острым вопросам. Обсуждение экономических, правовых, экологических, международных проблем позволит повысить уровень взаимного доверия не только между участниками обсуждения, но и между всеми гражданами нашей страны.
Владимир Плигин, член Высшего совета партии «Единая Россия»:
— Мы неоднократно возвращаемся к главному вопросу — вопросу источников роста и направлений развития нашего общества и государства. Россия драматически ищет ответ на этот вопрос несколько поколений, уже более ста лет.
Несомненно, были огромные рывки, например в начале двадцатого века. Но были и провалы, связанные с внешним воздействием, с войнами и трагизмом нашей истории.
Мы всегда искали тот «мотор», который должен был стать основанием развития: и в социалистической идее, и в мощном воздействии государства, когда государственная машина становилась основой.
Но в периоды мирного существования, когда вызовы уходили, наступала усталость от того предложения, которое не имело в себе основы, связанной с человеком. Как мы помним, были попытки найти формулу развития через различные общественные соревнования, соревнования хозяйствующих субъектов. К сожалению, как показали события конца восьмидесятых — начала девяностых годов, механизмы затормозились и не привели к нужному результату.
Поиск ответа на вопрос, что надо сделать для того, чтобы развитие ускорилось, актуален как никогда и нуждается в широкой общественной дискуссии.
Думаю, ответ лежит в чем-то глубинном — в поведении каждого члена общества, в нахождении «мотора» активности всех нас, в понимании того, что какого-то внешнего источника, который бы это предложил, не существует.
Михаил Ветров, бизнесмен, полуфиналист конкурса «Лидеры России»:
— В текущей мировой политической ситуации, в условиях обострения отношений с западными державами, введения санкций и так далее особенно остро, на мой взгляд, стоит проблема интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Для нашей страны как никогда ранее важен вопрос укрепления отношений со странами бывшего СССР, так как теперь уже всем стало понятно, что фраза «Запад нам поможет» стала совсем неактуальной. «Запад» если и не является нашим прямым врагом, то максимум может стать партнером. Но при этом это партнерство приемлемо исключительно на равных, и никак иначе. А для этого необходимо соответствовать не только количеством вооружения, но и экономическим потенциалом.
Наш президент уже обозначил как одну из задач модернизации нашей финансовой системы отказ от привязки рубля к ненадежной и несправедливой мировой системе долларовых расчетов. В любом случае это очень сложная задача, которую многие страны уже пытались решить за последнее столетие, но у них это так и не получилось. С другой стороны, задачу можно было бы немного реструктурировать и не пытаться отойти от привязки самого рубля к доллару, а создать новую официальную межгосударственную криптовалюту и начать производить расчеты в ней. Идеальной площадкой для развертывания такой валюты и системы расчетов с ее помощью могли бы стать страны СНГ, в первую очередь Белоруссия и Казахстан. А в дальнейшем к системе можно было бы подключать и другие страны ЕАЭС. Расчеты при помощи криптовалюты будут альтернативны расчетам в долларах, притом что в отличие от долларовой массы, которую ни одна страна в мире, кроме США, контролировать не может, данные о находящейся в обращении криптовалюте имели бы все участники расчетов в режиме онлайн и с абсолютной достоверностью данных. Это бы могло стать настоящим прорывом в мировой финансовой системе, а наша страна смогла бы стать, так сказать, «законодателем мод» как в мире криптовалют, так и в мировой финансовой сфере в целом.
Наталья Борщук, заместитель руководителя ГКУ «Представительство правительства Калининградской области при правительстве Российской Федерации»:
— Развитие регионов — очень важная тема. Мы должны так выстроить систему управления каждым регионом, чтобы она работала в соответствии со стратегическими приоритетами, была ориентирована на непрерывное развитие для лучшего решения жизненных ситуаций граждан, обеспечена необходимыми управленческими кадрами. Региональная власть должна оптимально использовать все доступные ресурсы. Новые вызовы требуют новых подходов. Нельзя, действуя по-старому, рассчитывать на новый результат. Мы должны переходить от порученческой модели управления регионами к сервисной модели регионального управления.
Павел Сусин, директор по консалтингу ООО «Эй Ти Консалтинг», финалист проекта «Лидеры России»:
— Человек, особенно русский человек, живет в парадигме поиска смысла жизни, служения в той или иной мере семье, обществу, стране, решения государственных и региональных задач. Прежде всего мы должны дать людям понимание, для чего они живут в конкретном регионе, определить для них смысл жизни, показать идею полезности существования и развития. Это могут быть идеи преемственности поколений, идеи современного развития территорий, идеи построения цепочек добавленной стоимости и вовлечения территории в товарообмен в масштабах страны и мира.
При этом важна не просто декларативная подача идеи, а доказательство ее состоятельности успешным примером. Как это работает? Например, участие в конкурсе «Лидеры России» привело некоторых победителей к должности губернатора. Подобный успешный пример мотивирует значительную часть населения к повторению действий «чемпиона». Аналогичными примерами необходимо наполнять идеи векторов территориального развития.
Сергей Волобуев, философ, политолог, член Координационного совета Российского социально-консервативного союза:
— На форуме «Что нас объединяет?!», который состоялся в 2017 году, мы поставили вопрос об общегражданской философии как реальной альтернативе государственной идеологии с одной стороны и принципу «мировоззренческого нейтралитета» государства — с другой.
Результатом исторического транзита, переживаемого российским обществом на протяжении последних десятилетий, должно стать обретение общегражданской философии как суммы презумпций, выступающих «рамочными» ответами на фундаментальные вопросы бытия человека и общества.
Общегражданская философия нисколько не умаляет конституционно гарантированный плюрализм мнений и позиций, однако создает основу для раскрытия потенциала, диалога и взаимопонимания представителей разных мировоззрений, представленных в нашем обществе. Кроме того, обретение общегражданской философии — это реальная альтернатива западным проектам построения публичного пространства, основанным на изъятии из него философско-мировоззренческой проблематики.
Мы должны формировать архитектуру общенационального публичного пространства, не вытесняя из него глубинные проблемы существования человека и общества, не пытаясь загнать общество в тупики безмыслия и политкорректности. Единственный ограничитель и одновременно базовый принцип российской общегражданской философии — это презумпция высокого духовного достоинства человека, его ценности, которую должны разделять и учитывать все стороны общественного диалога.
И еще: необходимость непротиворечивого толкования Конституции — один из ответов на вопрос, зачем нужна общегражданская философия. Наличие общегражданской философии является важнейшим условием конституционного суверенитета, о котором много пишет в своих работах председатель Конституционного суда России Валерий Дмитриевич Зорькин. И эта проблематика будет обсуждаться на предстоящем форуме.
Юрий Зобов, коммерческий директор ПАО «Московский инструментальный завод», полуфиналист конкурса «Лидеры России»:
— На мой взгляд, цифровая экономика — это все-таки в первую очередь математическая модель реальности, в которой создаются реальные ценности. А цифровые технологии — это всего лишь инструмент. И перед его применением необходимо каждый раз задавать себе и разработчикам вопрос, в чем выгода от его применения, критерий тоже должен быть цифровой — «сколько?». Чтобы не получалось так, что раньше писали от руки две накладные через копирку, а теперь за то же время печатают четыре.
С другой стороны, развитие этих технологий происходит настолько быстро, что они становятся таким же ключевым источником преимущества перед конкурентами, как оборудование и управление. Лидерство в применении цифровых, дискретных технологий требует непрерывного обучения. И идти это обучение должно по двум сходящимся направлениям — «цифровики» должны глубже вникать в реальный мир, модели которого они строят, а мы, представители реального сектора, — изучать их язык и новинки их мира.
Олег Бударгин, вице-председатель Мирового энергетического совета (МИРЭС), координатор рабочей группы «Благосостояние и социально-экономическое развитие» Высшего совета партии «Единая Россия»:
— На сегодняшний день все основные стратегические цели развития нашей страны уже приняты и содержатся в майском указе президента. Задача исполнительных, законодательных органов власти и гражданского общества — сформировать конкретные решения для достижения поставленных целей. Это становится возможным в том числе благодаря развитию широкого общественного диалога по различным направлениям.
Сегодня мы стоим на пороге нового технологического цикла. Это означает, что и в реализации поставленных президентом целей мы будем использовать новые механизмы и технологии. Поэтому необходимо, во-первых, учесть все ошибки прошлого — последствия масштабной индустриализации и урбанизации ХХ века. Эти факторы оказали значительное негативное влияние на состояние окружающей среды, и, соответственно, на качество жизни многих поколений всех жителей планеты.
Одной из главных задач в новом технологическом цикле я считаю необходимость разработки единых правил и стандартов развития технологий и материалов, производства и добычи. Таких правил, которые будут учитывать влияние технологического развития на экологию. Правил, которые сделают технологии не только безопасными, но и доступными. Решение этих задач позволит значительно повысить уровень благосостояния наших граждан.
Для разработки новых механизмов природосбережения нам нужны различные форматы обсуждений и разработки решений в вопросе сохранения экологического баланса. России необходимо не только присутствовать на международных экологических площадках, но и инициировать собственные, на своей территории. Это значительно повысит роль нашей страны в решении глобальных вопросов экологии.
Наряду с пленарным заседанием на форуме будут работать пять секций, экспертных площадок: Тема первой из них — «Российская Конституция: гарантия стабильности, основа перемен» — связана с 25-летием Основного закона, осмыслением и, возможно, переосмыслением его потенциала для обновления политической системы. Хотя вопросы территориального развития найдут свое отражение на всех площадках, одна ориентирована исключительно на них: «Как нам обустроить Россию? Драйверы территориального развития». На секции «Возможности лидерства в цифровой эпохе» планируется обсудить не только задачи, непосредственно связанные с новыми технологиями, но и их влияние на жизнь общества и каждого человека. В центре внимания на площадке «Международная интеграция и глобальное развитие» окажутся трансформации, которые переживает современный мир и возможные ответы на принципиально иные, чем прежде, вызовы. Проблематика секции «Сохранить природу России: технологии на службе будущего планеты» напоминает, с одной стороны, о роли нашей страны как экологического донора, с другой — о потенциале новых решений.