ряд ли возможно, чтобы политики, политологи, журналисты и все, кто пишет/говорит о «консерватизме», договорились раз и навсегда о том, что означает термин «консерватизм».Вряд ли это нужно. Однако считаю необходимым указать, что термин «консерватизм» имеет смысловую связь не только с понятием «сохранения», — о чем чаще всего и говорится, — но и с понятием «спасения», важнейшим понятием религиозной мысли и жизни. Спасение мыслится в христианстве как преодоление греховности и несовершенства человеческой природы в ее нынешнем состоянии. Как восстановление связи с Богом. Как победа над смертью и обретение вечной жизни.
Строго говоря, основные ценности, именуемые консервативными, имеют своим основанием именно религиозный опыт. Именно и только в религиозном контексте консервативные ценности получают свое подлинное оправдание. Какие ценности защищают консерваторы во всем мире?Первое и основное. Собственно человек, понятый как уникальная личность, наделенная свободой и ответственная за свой выбор перед Богом. Совершающая свой земной путь в перспективе и горизонте вечности. Жизнь для консерватора не складывается из несвязанных между собой фрагментов, не разрывается на части под напором сиюминутных влечений и прихотей, а представляет собой единый и целостный путь от рождения — через смерть — в вечную жизнь.Далее. Семья, любовь и верность, святость домашнего очага и неприкосновенность жилища. Все эти ценности связаны с духовным пониманием человека, реализующим свою духовную природу через любовь и служение ближним. Здесь же коренится уважение к праву собственности и праву завещания — как средству служения ближним, обществу и потомкам.Далее. Родина, Отечество, родная страна. Именно понимание того, что со смертью существование человека не прекращается придает исторической памяти, патриотизму подлинный смысл и значение. Историческая память — не только характеристика социальной психологии, но и ответственное отношение к предкам, не как к тем, кто когда-то был и перестал быть, а как к продолжающим свое бытие в вечности сейчас и всегда.»Наконец», религия, Церковь. Многие рассматривают сегодня Церковь как институт, который призван «воспитывать» общество в духе нравственности и патриотизма. Это, конечно, верно. Однако недостаточно. Воспитание общества Церковью возможно не потому только, что ее служители и верные последователи «транслируют» духовные ценности, осуществляя социальные и культурные коммуникации. Прежде всего потому, что Церковь сохраняет и поддерживает прямую связь каждого человека и общества в целом — с Богом…
Сергей Волобуев,
Эксперт ЦСКП, член Экспертного центра Всемирного Русского Народного Собора