Оргкомитет форума работает и готовится в августе продолжить свою миссию в УралФО. Задача форума по устойчивому развитию дать жизнь инициативам, исходящим от всех слоев общества и помочь экономики РФ стать мировым лидером по Зелёным технологиям. Это три кита: человек (семья), земля (с/х, лесовосстановление) и экология (вода).
Развивая эти направления через качественные сервисные услуги, образование и воспитание — Россия станет мировым лидером и её население не будет знать нищету. Если не забудем логистику и туризм, то за пять лет Россия покажет всему миру небывалый рост своей экономики, перегнав и США, и КНР.
По состоянию на 2015 год, Россия находится лишь на десятом месте в мире по числу посетивших её иностранных туристов (31,3 миллиона прибытий), при этом россияне занимают шестое месте в мире по затратам на путешествия за границу. Туристическая отрасль России, несмотря на заметный прогресс, остаётся недостаточно развитой и туристический потенциал самой большой страны в мире остаётся во многом не реализован. Однако есть все основания рассчитывать на значительные успехи в этой сфере в ближайшие годы и десятилетия.
Внутренний туризм. Россияне зачастую очень плохо знают собственную страну и мало где были, несмотря на огромное количество природных чудес и мощное культурное достояние России. Отчасти это связано с тем, что в 2000-е годы, когда у массы граждан появились деньги на туристические поездки, они на волне моды в первую очередь отправились путешествовать за границу, куда в советское время попасть было гораздо сложнее, но очень хотелось. Однако на фоне ослабления курса рубля, а также запрета на авиасообщение с Египтом и Турцией, в 2016 году расходы россиян на путешествия внутри России выросли на 88 % до 10,47 миллиарда долларов, а траты на заграничные поездки упали на 24 % до 3,24 миллиарда долларов. 70 % российских путешественников отправились в поездки по стране, и лишь 30 % — в зарубежные поездки. Оказалось, что в своей стране тоже есть что посмотреть и где отдохнуть, появилось множество новых музеев и туристических достопримечательностей (многое было восстановлено), да и сервис (гостиницы, транспорт, кафе и рестораны) за последние 15 лет стал гораздо лучше. Однако потенциал внутреннего туризма в России далёк от полного раскрытия — многие города и регионы ещё не вложились как следует в туристическую инфраструктуру, многие утраченные памятники ещё ждут восстановления, а центры большинства русских городов нуждаются в реконструкции, чтобы сделать их более удобными и притягательными. Инвестиции и бизнес по этим направлениям ещё долго будет крайне актуальным и востребованным.
На фоне событий 2014—2016 годов интерес к России за рубежом заметно вырос. Международное значение страны растёт. Число прибывших в Россию в 2015 году возросло на 1,5 миллиона даже несмотря на санкции и напряжённость в отношениях с Западом. Растёт число иностранных экспатов в России и иммигрантов, знающих иностранные языки и особо ценных для туристической отрасли, да и молодое поколение россиян гораздо лучше знает английский, чем это было пару десятилетий назад. Однако России надо активнее вкладываться в транспортную, гостиничную и специальную туристическую инфраструктуру, в рекламу за рубежом и в продвижение образа России в целом, в том числе с помощью фильмов и других произведений искусства.
Брендинг территорий. Важной составляющей развития туризма, да и регионального развития вообще является брендинг территорий, включающий в себя далеко не только рисование логотипов и регистрацию брендов. Брендинг — это масштабная и разнообразная деятельность, направленная на выявление и продвижение уникальных особенностей территории и формирование её положительного и притягательного образа, как в глазах соседей и иностранцев, так и среди жителей самой этой территории. В идеале, каждый регион и город России должен иметь не только свои собственные логотипы и слоганы, но и полный образный ряд: архитектурные символы, животные и растительные символы, художественные и сказочно-легендарные символы, культурные достопримечательности, местные уникальные блюда и деликатесы, сувениры и уникальную продукцию. Если чего-то из этого нет, то это следует придумать и создать (на основе местных традиций либо вообще с нуля) — главное, чтобы это было узнаваемым и отличным от брендов соседних городов и регионов. Это огромное поле для деятельности, где в ближайшие годы ожидаются значительные региональные, муниципальные и частные вложения (значительная часть городов и регионов уже давно активно занимаются развитием своих брендов, но далеко не везде данная деятельность идёт успешно, а во многих малых и средних городах и в региональной глубинке работы ещё непочатый край).
Олег Дурбала, член Совета директоров «ETANA»