Еще в 2000 году во время выступления в Бангкоке В.В.Путин высказал мысль, что учение о ноосфере, разработанное нашим соотечественником В. И. Вернадским, является основанием устойчивого развития стран и народов Земли.
Действительно, космистская мысль России может быть определена как философия устойчивого развития. Из российской философии космизма следует определенное понимание его сути.
Устойчивое развитие конституируется через отношение к ценностям. Оно подразумевает воодушевленность человеческого творчества духовно-нравственнымисмыслами. Собственно, это и придаёт развитию устойчивость. Можно сказать и по-другому: сопричастиеценностно-нормативным системам, обладающим особой устойчивостью, делает и развитие таковым.
Устойчивое развитие мыслимо как осуществляемое на основании культурного многообразия, взаимообогащающей межкультурной коммуникации, при бережном сохранении исторически сложившихся духовных практик.
Устойчивость и целостность развития общественной жизни обретается в линиях культурно-исторической преемственности. Сбережение и творческое приумножение пространства исторически сформированных культурных ценностей – аксиосферы человечества – выступает залогом устойчивого и безопасного развития нашей планеты.
Справедливое распределение культурных и природных благ — основание устойчивого развития. Речь идет о развитии справедливом, неразрывно связанном с осуществлением культурных прав человека. Во-первых, права на культурное наследие, права на идентичность, права на творческое продолжение традиций. Далее, права на природное наследие, то есть права на соучастие в жизни природных систем, права на их сохранение и преображение, которое является естественным основанием культурного творчества. Наконец, права на суверенное, самобытное модернизационное движение, права на вхождение в современность и, следовательно, права на будущее. Последнее реализуется в гармонии и на основе прав на идентичность и природное наследие, а не вопреки им.
Культурно-цивилизационные различия – фактор, генерирующий структуры и формы устойчивого развития, поэтому при его рассмотрении реалии культурного своеобразия должны быть в центре анализа.
Важно осознавать цивилизационную природу устойчивого развития. Речь идет о развитии человечества, предстающего миром своеобразных культурно-цивилизационных систем.
Устойчивое развитие наполнено цивилизационным содержанием. Оно может быть понято как раскрывающее имманентную логику развития цивилизационного, как цивилизационный процесс, органическая составляющая цивилизационных форм, выражение культурно-цивилизационного этоса.
Устойчивое развитие есть динамическое движение цивилизационных организмов исходя из собственных культурных универсалий. Оно есть обретение полноты, целостности, интеграции бытия цивилизационных системсоответственно собственным критериям культурного опыта. Оно представляет собой динамический рост целостных цивилизационных систем на основе сохранения их духовных констант и идентичности, что предполагает преображающее значение живых традиций, этих сущностных сил человеческого бытия, а также возможность творческого обновления ценностно-нормативных начал цивилизаций.
Устойчивое развитие — развитие современное, проявляющееся в модернизационном движении. Последнее отнюдь не равнозначно любым трансформациям, изменениям, в ходе которых человек перестает быть субъектом современных процессов, оказывается не в состоянии ответить на вопрос: О чьей современности идет речь? Модернизационное движение осуществимо как культурно-цивилизационный синтез, исходя из моделирования образов современного мира при опоре на принцип исторического реализма. Оно связано с погружением настоящего в цивилизационную перспективу. Оно вызвано актуализацией глубокой исторической памяти, соединено с оформлением цивилизационного самосознания. Речь идет о динамически развивающихся цивилизациях творчески полагающих собственные проекты современного мироустройства.
Устойчивое развитие воплощается в пространстве кооперации цивилизаций. Оно обусловлено наличием и направлено на формирование мир-системы, субъектами которой являются сотрудничающие цивилизационные организмы. Такая мир-система есть данность и заданностьодновременно. Она выступает условием и целью устойчивого развития.
Имеется ввиду согласованное развитие народов, стран, цивилизаций, предполагающее усиление их взаимосвязей, стремление к интеграции, общему миросожительству. Цели интеграции подразумевают сохранение народов, стран и цивилизаций как целостных субъектов исторического процесса, обретение единства через сбережение различий.
Устойчивое развитие призвано гарантировать духовное многообразие человеческого рода, как и разнообразие видов в природе.
Идея устойчивого развития соединена с осознанием целостности бытия. Она имеет очевидный онтологический акцент. На путях устойчивого развития мироздание обретает целостные контуры и очертания. Речь идет о философии целостности человека и мира. В ее контексте человечество видится целостным глобальным субъектом, его способы взаимодействия с окружающей средой, мироотношение неразрывно связано с выявлением собственной нравственной сути – сохранением человеческого в человеке. Объединение людей, созидание космопланетарного всечеловеческого дома опирается на глобальную этику миросожительства, восходящую к традиционным духовным ценностям.
Целостная стратегия человека предполагает устойчивое развитие как развитие солидарное. Преображающая сила солидарного творчества способна объединять человечество в формировании линий устойчивого развития мироздания.
Ценностная парадигма устойчивого развития связана с формирование бесконфликтного многополярного мироустройства, пронизанного энергиями солидарности.
Устойчивое развитие вовлекает всё человечество, а не только некие привилегированные сообщества. Оно демонстрирует человеческую солидарность, равное соучастие людей в развитии науки и техники, хозяйственном преобразовании вселенной. Устойчивое развитие нормативно исключает «творческий расизм», когда доступ к преображению Земли закрыт для большинства. Оно предполагает создание открытой коллективной системы управления глобальными процессами − системы справедливой, подотчетной населению планеты, в которой принимают участие все страны и народы, а выработанные решения являются приемлемыми для мирового сообщества в целом.
Будучи связанным с гуманизацией вселенной через внесение в ее жизнь духовных смыслов, определяемое как социоприродное, устойчивое развитие обозначает перспективу творчески преобразующего воздействия человека на органические системы, исключающую отношения между человеком и окружающей средой по модели насилия, ведущую к возрастанию солидарности человеческого и природного миров.
Устойчивое развитие определимо как безопасное. При этом укрепление безопасности достигается во многом путем поддержания устойчивости ценностных систем, сохранения целостности духовного пространства мироздания.
Устойчивое развитие характеризуется принципиальной творческой открытостью. Его со всем основанием можно назвать сбалансированным, ориентированным на сбалансированность социальных отношений, взаимодействия человека и природы. Его целесообразно трактовать как не нарушающее границы допустимой нагрузки на биосферу, пневматосферу и аксиосферучеловечества. Имеется ввиду развитие возобновляемое, не истощающее культурные и природные ресурсы планеты, а приумножающее их. Оно есть развитие, обладающее гуманными целями, в центре которого находится человек.
Устойчивое развитие не тождественно копированию моделей общества потребления. Оно определяется отнюдь не односторонне истолкованными утилитарными экономическими целями, а исторически сложившимися ценностными структурами, структурами ценностных представлений народов и стран, уникальным способом размещения общечеловеческих ценностей в духовном пространстве различных цивилизаций, своеобразным балансом духовных и материальных ориентаций присущим различным культурам. Оно не есть продукт изолированного от культуры «экономического индивида» и имеет духовно-этическую природу. Его носитель и творец – человек. Устойчивое развитие осуществляется посредством всего многообразия путей человеческого творчества, подразумевает накопление общественного богатства как материально-духовной целостности. Оно есть торжество антиэнтропийных творческих сил во вселенной, торжество творческого обновления и усложнения мироздания, а не обеднение и упрощение бытия в обезличенныхпространствах массовой культуры.
Исторически наша страна, мирно объединившая огромные просторы Евразии, выступала примером народосберегающего и природосберегающего устойчивого развития для стран и народов планеты. Ее история содержит принципы ценностной парадигмы устойчивого развития – развития, реализуемого исходя из приоритетов сбережения всей полноты богатств природного и культурного наследия, сохранения классического понимания человечности, понимания, основанного на традиционных духовных ценностях.
Общеизвестно, специфика российского цивилизационного строительства находит свое выражение в понятии дома-семьи. Домашняя цивилизация, которой является Россия, и есть цивилизация Экологическая (дом – греч. οἶκος). Это Дом, выстроенный на принципах Семьи. Он является миром культурных и природных богатств, бережно хранимых и творчески передаваемых от отцов к детям. Речь идет о целостном пути цивилизационного домостроения — домостроения экологического.
Цивилизационный код Российской цивилизации может быть раскрыт как экологический. Россия — цивилизация, базирующаяся на экологических принципах мироосвоения,солидарных стратегиях сбережения культурных и природных форм мироздания. Экогуманистическиеценности – глубинные, сердцевинные ценности Российской цивилизации. Речь идет о сущностных российских цивилизационных ценностях, ценностях общенациональных.
В российском цивилизационном самосознании патриотические и экологические ценности органично взаимосвязаны. Они гармонично сочетаются в едином ценностном пространстве – аксиосфере Российской цивилизации. Утверждение высоких патриотических ценностей, формирование глубокого ценностно насыщенного патриотизма означает любовь к культурному и природному наследию как собственному цивилизационному Дому, желание сохранить его и предать обогащенным следующим поколениям.
Высокий патриотизм – глубинная традиция, непреложная ценность Российской цивилизации и в тоже время фактор ее развития. Высокий патриотизм предполагает служение Стране на основании любви к ее духовному и природному наследию. Такой патриотизм не может быть формальным и поверхностным, так как полагает предметную любовь к историческому, культурному и природному миру Родины, желание быть ему сопричастным, желание его творчески продолжать, сохранять и приумножать в качестве основания служения Отечеству. При этом Отечество видится целостным Домом-семьей. Внести свою лепту в домостроение — означает участвовать в сохранении и приумножении родных исторических и природных богатств.
Экологически ориентированное устойчивое развитие в центре которого находится человек – российский цивилизационный выбор и национальный путь. Созидание цивилизации экологического преображения – перспективный ответ России на современные вызовы идентичности, путь обретения в собственном наследии опорных точек для вхождения в современность.
Инспирированные Россией интеграционные процессы на территории Евразии всегда были подчинены экологическому императиву, нося культуросберегающий и природосберегающий характер. История страны — история сбережения народов, их культурного наследия во всем многообразии ценностей и традиций. В середине прошлого века Россия сохранила Землю от разрушения, героически противостоя фашизму. Все прошлое столетие страна активно противодействовала колониализму на планете. Экологическая идентичность – сущностная идентичность России. Закономерно, что именно на территории России академиком Д. С. Лихачевым было озвучено понимание экологии как сохранения единого наследия человечества — культурного и природного. Закономерно, что именно в России родилась современная экологическая философия — философия русского космизма. Именно Россия, как Евразийская Экоцивилизация, дала миру идею ноосферы — идею гармоничного взаимодействия человечества, природы и Творца, являющуюся сущностной характеристикой российского цивилизационного самосознания.
Сегодня Россия способна выступать модератором устойчивого развития Большой Евразии, быть его гарантом. Ее пространства воплощают единство европейских и азиатских миров, символизируют космическое равновесие Запада и Востока, являются экологически благоприятными землями, на них раскрывается ценностнаякомплементарность Азии и Европы. Ее многонациональный народ исторически несет традиции соборности — единения в пределе объемлющего весь людской род на основе всего разнообразия культурной и природной жизни вселенной. Идея мирного и справедливого развития стран и народов, устойчивого развития как единства в многообразии содержится в российском цивилизационном послании. Наша страна призвана содействовать консолидации Евразии как экополюса устойчивого развития мира — пространства, сочетающего технологии завтрашнего дня с творческим следованием традициям и сбережением природных систем, выступающего фактором возрастания динамики глобальных интеграционных процессов, культурного роста и экономического прогресса, излучающего смыслы, способные придать современному развитию большую меру интенсивности и осознанности, внутреннюю согласованность, ценностную насыщенность и духовную глубину.
Обладая ярко выраженными экологическими доминантами, Российская цивилизация способнапредложить миру идею экологической глобализации –устойчивого развития как мирной всечеловеческой кооперации при сохранении духовного и природного многообразия Земли, кооперации самобытных стран, народов и цивилизаций, кооперации космически и культурно укорененных Отечеств. Россия сегодня имеет все основания актуализировать проект экологической глобализации, провозглашающий сохранение человека, сбережение культурного и природного наследия источником общностного развития человеческого рода.
В настоящее время возрастания вызовов и угроз безопасности бытию человеческого рода крайне востребована роль России в качестве модератора устойчивого развития евразийского пространства. Такое служение страны оправдано как ее глобальными территориальными ресурсами, так и уникальными характеристиками ее человеческого потенциала. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы наша страна стала источником экологического прорыва человечества в XXI веке.
Посадский А.В., эксперт Центра гуманистической экологии и культуры, профессор Китайского нефтяного университета(Пекин)