Подводя итоги работы Форума, соглашаясь с предложениями и выводами, отраженными в резолюциях Первого Северо-Кавказского, Уральского и Северо-Западного форумов по устойчивому развитию, а также международных конференций, межрегиональных «круглых столов», семинаров по проблемам в области устойчивого развития и реализации национальных целей,
участники согласились в том, что:
-современный период развития мирового сообщества является переходным к новому технологическому укладу и влечёт значительные социально-экономические трансформации, в том числе, и российского общества. Нарастающие турбулентности в мировой политике и экономике, усугубляемые охватившей весь мир пандемией коронавирусной инфекции, требуют корректировки курса развития России с учетом положений Указа № 474 Президента Российской Федерации В.В.Путина от 21 июля 2020 г. о национальных целях развития страны до 2030 г.;
-сегодня крайне важна консолидация заинтересованных общественных сил на площадке Форума устойчивого развития для обсуждения и разработки создания постоянно действующей экспертно-общественной платформы, способной привлечь максимальное количество участников социально-экономической деятельности различного уровня для организации обратной связи при реализации проектов и программ по долгосрочному устойчивому развития России, что должно обеспечить консенсус различных профессиональных групп и общественных страт на современном этапе развития страны. Учитывая процессы интеграции, целесообразно пригласить к этой работе общественные силы и экспертное сообщество стран СНГ, ЕАЭС, других партнеров России. Принять участие в корректировке «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г.», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 13 февраля 2019 г.;
-в центре внимания Форума – развитие территорий Севера, в том числе, российской Арктики, а также – северо-западных регионов России. Арктика представляет огромный потенциал развития, являясь одновременно хрупкой экологической системой. Здесь необходимы новые подходы с точки зрения экологии, развитие международного взаимодействия и сотрудничества. Особое место при обсуждении вопросов Севера занимают вопросы социальной политики. Поддержка коренных народов Севера, развитие социальной инфраструктуры, обеспечение северного завоза и другие задачи должны решаться в логике концепции устойчивого развития. Также важна экономическая составляющая развития Севера;
-устойчивое развитие Севера возможно лишь при комплексном решении задач, стоящих перед государством и вовлеченным в проекты по освоению территорий бизнесом. Важнейшим из проектов является «Восток Ойл» компании «Роснефть» по созданию супер-кластера на Таймыре, создающий мультипликативный эффект для смежных отраслей, (планируется создание более 100 тыс. высококвалифицированных рабочих мест, разработка ряда крупных углеводородных месторождений на севере Красноярского края и на Таймыре). Его ресурсный потенциал составляет более 5 млрд тонн легкой малосернистой нефти, превосходящей по своим качествам нефть марки Brent. Потенциал поставки нефти оценивается в 2024 году в 25 млн. т, в 2027 году – 50 млн. т и к 2030 году – до 115 млн. т. По оценкам Института прогнозирования РАН, ожидаемый экономический эффект – 9,3 рубля на каждый вложенный рубль инвестиций. Реализация проекта даст дополнительно по 2% увеличения ВВП ежегодно и существенно укрепит положение России в клубе мировых энергетических держав. В транспортно-логистической отрасли — создание международного коридора Арктика-Сибирь-Азия, соединяющего Северный широтный ход, железнодорожные магистрали в Сибири и Арктике, открывающий к 2035 г. движение поездов между Китаем и арктическими портами. Жесткие экологические требования и рост промышленной составляющей требует активно развивать современные технологии получения тепловой, электрической энергии, плодородного почвенного слоя, биочара при переработке твердых бытовых отходов и биомассы. Согласно экспертным оценкам ученых КБГУ им. Х.М.Бербекова, технологии глубокой переработки целесообразно применять на базе мобильных и сборных установок;
-формирование стратегических долгосрочных целей развития России и характер социально-экономических преобразований нашей страны необходимо рассматривать во взаимодействии с принципами устойчивого развития, принятыми международным сообществом, как необходимым для учета факторов глобального уровня, который уже подразумевает ряд международных соглашений в сфере экологии, альтернативной энергетики, энергосбережения и ряда других направлений. При этом необходимо учитывать особенности развития России, разделяя в международных подходах общее и частное, обязательное и вариативное;
-расширение общественно-политического пространства и определение направлений законотворческой работы в области устойчивого развития полностью соответствуют нынешнему этапу развития страны по достижению более сбалансированного комплексного развития, что, в том числе, нашло свое выражение в структуре Национальных проектов. Именно это понимание является ключевым критерием при выборе кандидатов в депутаты в Государственную Думу VIII созыва в 2021 г.;
-одной из наиболее приоритетных задач устойчивого развития России является интенсификация ее пространственного развития, как действенного инструмента улучшения качества условий для жизни и развития человека. Мы считаем, что принятая в 2016 г. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г.», при всей важности в масштабе политического подхода, должна быть дополнена дальнейшими исследованиями в части, касающейся распределения ресурсов, полномочий и ответственности, с передачей каждому уровню системы публичной власти задач и функций, который он способен решить наиболее эффективно. Именно на этой основе должно быть обеспечено соответствие стратегических ориентиров развития всей страны не только «сверху вниз», но и по принципу «снизу вверх»;
-развитие территорий является главным ресурсом прорывного развития нашей страны, поэтому особенно важно повысить роль и качество территориального планирования на местах с учетом особенностей регионов, особенно, Арктической зоны, в том числе, при рассмотрении взаимного влияния крупных инфраструктурных проектов, таких как СМП и прилегающих регионов. Важно развивать комплексное обследование территории в интересах решения следующих задач:
1.учет природных факторов, влияющих на архитектурно-планировочные и конструктивные особенности объектов капитального строительства; эколого-хозяйственные параметры, влияющие на виды деятельности, соответствующие критериям устойчивости;
2.выявление территорий, требующих адресной поддержки государства;
3.определение проблем социально-эконмического и экологического развития территории страны;
4.разработка приоритетных направлений развития территорий на основе определения её экологического производственно-экономического и социального потенциала;
5.развитие народно-хозяйственного комплекса, в том числе, с помощью: определения характеристик межотраслевых взаимосвязей и отраслевых цепочек; анализа возможной специализации, а также обеспечения эффективной работы объектов хозяйственной деятельности на территории;
-устойчивое развития сельских территорий в российских условиях – один из гарантов социальной стабильности. Наряду со значительными успехами отечественного сельского хозяйства в последние годы, остается ряд проблем, мешающих его дальнейшему развитию. Отсутствие рабочих мест в селах, деревнях, малых городах, низкие доходы трудящихся, высокий процент бедности, массовый отъезд молодежи в города. В ряде случаев – неэффективность управленческого и исполнительского звеньев. На различных уровнях. Форум поддерживает проект «Нечерноземье России – локальная экономика» для устойчивого развития сельских территорий (А.Г.Аганбегян, ОД «Федеральный Сельсовет», РАНХиГС) по внедрению коммерчески успешных моделей фермерских хозяйств на основе кооперации;
-в развивающейся мировой цифровой экономике блокчейн и криптовалюты начинают признаваться правительствами и центральными банками крупнейших мировых держав. В этом смысле, внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона «О цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нуждается в заинтересованном обсуждении с вовлеченными в тему цифровизации структурами. Закон должен отвечать курсу на развитие цифровой экономики страны, способствовать Россию быть среди лидеров в области инновационных технологий. Целесообразно внимательно изучить предложения о порядке деятельности информационных систем, открытых на базе публичного блокчейна, а также для легального выпуска и оборота криптовалюты и иных цифровых активов и принять взвешенное решение. Одновременно, предлагается разработать возможный механизм налогообложения сделок с криптовалютой, а также майнинга;
-строительная отрасль уверенно представляет один из «локомотивов роста» отечественного народного хозяйства. В связи с этим Форум предлагает поддержать выработанные предложения по совершенствованию российского законодательства в целях стратегического развития отрасли. Речь идет об устранении административных барьеров и усилении роли саморегулирования с целью обеспечения качества и эффективности строительства. Предложения в сфере государственных закупок и ценообразования. Предложения в сфере жилищного строительства и проектного финансирования, а также рекомендации по комплексному развитию рынка жилищного строительства при переходе на проектное финансирование и рекомендации по совершенствование закупок в строительстве.
Участники Форума поддерживают:
-важность подготовленного под руководством Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации и представленного 14 июля 2020 г. в рамках Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию ООН первого Добровольного национального обзора достижения Россией ЦУР и реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. А, также — Добровольного гражданского обзора «Десятилетие действий для ЦУР в России. Вызовы и решения», созданного инициативной группой экспертов и представителей гражданского общества, содействующих достижению ЦУР в стране;
-деятельность Комитета по делам Арктики Санкт-Петербурга, направленную на максимализацию использования научного, промышленного и образовательного потенциала Санкт-Петербурга в реализации арктических проектов;
-работу Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и Санкт-Петербургского государственного аграрного университета по научному обоснованию устойчивого развития территорий Российской Федерации и привлечению к данной работе молодых ученых, аспирантов и студентов;
-предложение по созданию в Санкт-Петербурге экспертного совета по анализу арктических проектов и внесению предложений в нормативно-правовые акты;
-результаты работ ряда ВУЗов Санкт-Петербурга по подготовке программ и проектов устойчивого развития сельских территорий (представлены в докладах В.И. Фролова, других участников). Проведены расчеты по переходу на устойчивое развитие муниципального района и поселения (Ленинградская обл.), а также отдельных населенных пунктов (Новгородская и Тверская обл.);
-важность работы по развитию системы управления знаниями по докладу М.В.Кубельского «ГРАФЗНАНИЙ.РФ», предполагающей создание инновационной среды по формированию устойчивой культуры взаимодействия между научно-образовательной сферой и реальной экономикой;
-проект Г.В.Тюрина «Локальная экономика», опирающийся, в частности, на широкую обратную связь через социальные сети и отмечают его высокую перспективность.
Участники Форума поручают:
-рекомендовать федеральным органам исполнительной власти России рассмотреть возможность закрепления доли российского (местного) участия региональных поставщиков при реализации крупных проектов на территории Арктической зоны Российской Федерации;
-северо-западному отделению Центра социально консервативной политики (ЦСКП) разработать предложения по созданию постоянно действующей экспертно-общественной платформы ряда регионов Северо-западного Федерального округа (Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская обл.) в сотрудничестве с ВУЗ и общественными организациями – участниками Форума для выработки комплексных рекомендаций по развитию народного хозяйства этих регионов, а также соответствующих законодательных предложений;
-подготовить предложения по выстраиванию взаимодействия с создаваемым в Санкт-Петербурге энергетическим технохабом;
-рекомендовать Правительству Российской Федерации образовать фонд развития Арктики и пригласить к участию в нем страны региона для реализации проектов, разрабатываемых в соответствии с принятыми приоритетами и направлениями;
-рекомендовать Правительству Российской Федерации создать Арктический экономический совет (АЭС) с целью организации на его основе экспертного совета стран арктического региона;
-рассмотреть инициативу о возможности придания грузам при осуществлении судоходства по Северному морскому пути статуса «особо вредных». Это может быть важно в случаях морских аварий и возможного влияния этих грузов на экологию Арктического региона. Данный вопрос целесообразно рассматривать в рамках создания единого механизма обработки опасных грузов на основании соответствующей Инструкции (приказ Минтранса России от 09.07.2014 № 182 (ред. от 18.04.2018);
-изучить возможность учреждения Фонда защиты Арктики для восстановления естественной среды Арктики, нарушаемой в результате судоходства и морских аварий за счет обязательных платежей (грузовладельцев, судовладельцев, фрахтователей и т.д.);
-подготовить предложения для взаимодействия с «НПО «Квантовые Технологии» по вопросам внедрения решений природоохранных проблем Арктической зоны Российской Федерации на основе проекта «Автономные системы жизнеобеспечения населения России». Изучить возможности применения предлагаемой НПО системы комплексного управления отходами для их минимального негативного воздействия на окружающую среду, а также повышения эффективности использования ресурсов;
-создать на основе действующей рабочей группы по устойчивому развитию территорий междисциплинарный межвузовский центр для консультации специалистов муниципальных образований в сфере территориального развития;
-сформировать предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в части восстановления службы землеустройства (на новом технологическом уровне) для предотвращения деградации почвенного плодородия, повышения культуры рационального и эффективного использования земельных ресурсов, комплексной организации территории, модернизации территориально-производственного комплекса для обеспечения её устойчивого развития;
-подготовить предложения по обоснованию процедуры ввода в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной, муниципальной и частной видах собственности, а также земель, находящихся в фонде перераспределения земель;
-организовать на основе действующей рабочей группы по устойчивому развитию территорий обучение специалистов муниципальных образований Северо-Запада и Северных территории по проблемам устойчивого развития территорий, юридическим особенностям взаимодействия участников пилотных проектов и проектному взаимодействию, по подготовке документации государственно-частного партнерства в проектах устойчивого развития;
-произвести отбор пилотных проектов в нескольких муниципальных образованиях Северо-Запада и Северных регионов России для организации проектной деятельности рабочей группы по устойчивому развитию;
-рассмотреть возможность подготовки предложения Минсельхозу России о внесении Павловнии в список субсидируемых культур для ее разведения и внедрения в рамках работы по восстановлению лесов. Павловния обладает уникальными видовыми качествами, важными экологическими свойствами, применимостью в нескольких отраслях промышленности. Характеризуется весьма быстрым ростом;
-ходатайствовать об оказании государственной поддержки подготовке и реализации пилотного проекта на территории одного из субъектов Российской Федерации для отработки организационно-экономического механизма деятельности муниципального образования на принципах устойчивого территориального развития;
-рекомендовать Рабочей группе Высшего совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по природоохранной деятельности и развитию Севера рассмотреть целесообразность обращения к заинтересованным органам государственной исполнительной и законодательной властей относительно реализации предложений, выдвинутых резолюцией Секции №1 настоящего Форума «Экология и развитие Севера» согласно Приложению 1;
Выйти с предложением к Высшему совету партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
1. Об инициации создания Совета по экологии при Президенте РФ;
2. О разработке Единой экологической программы Союзного государства и создания Совета Союзного государства по экологии.
3. Об инициации Партийного проекта создания Системы эколого-просветительских центров при национальных парках России.
Обратиться к Высшему совету партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и Межведомственной Комиссии Совета безопасности РФ по вопросам обеспечения национальных интересов РФ в Арктике с предложением:
1. разработать Стратегию устойчивого развития Арктических территорий, включающую в себя:
— устойчивое социально-экономическое развитие Арктических территорий;
— обеспечение экологической безопасности и экологически ориентированного развития Арктических территорий;
— развитие комплексных научных исследований и научно-технического сотрудничества в Арктическом регионе;
— сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия Арктики.
2. предложить разработать Стратегию устойчивого развития Арктических территорий как составной неотъемлемой части Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
3. На основании разработанной Стратегии подготовить и внести на рассмотрение руководства страны Национальный проект «Устойчивое развитие Арктики».