Еще под Новый год, в самом конце декабря 2006 года Сергей Миронов приезжал в Санкт-Петербург проведать своих однопартийцев. Как известно, именно петербургское законодательное собрание делегировало Миронова в Совет Федерации в прошлый раз. Очевидно, спикер планирует в ближайшее время обратиться к питерским депутатам с просьбой снова поддержать его кандидатуру. За время визита Сергей Михайлович успел намекнуть на новые идеи, с которыми он готов идти на ближайшие выборы.
Как спикер у работников тысячу «заиграл»
Так, например, вместо капитализма он хотел бы построить в России… «социогуманизм». Миронов даже успел раскрыть смысл этого понятия, заявив, что это такой строй, когда не человек для государства, а государство для человека, а справедливость возведена в ранг закона. Маркс бы — плакал. Жаль не дожил… Если говорить серьёзно, то концепция «государство для человека» создана ещё в XVIII веке Руссо и Кантом и ныне является в мире доминирующей. Напомним, что кантовский категорический императив гласит: «Относись к человеку не как к средству, а как к цели». Противоположная концепция — «человек для государства» разработана как раз позже, уже в XIX веке, и принадлежит Гегелю. Впрочем, столкновение этих теорий должно занимать скорее умы философов, а не практиков. Что касается соотношения справедливости и законности, то здесь, должно быть, какое-то недоразумение. Закон — это и есть представление законодателя о справедливом общественном устройстве, формализованное как общеобязательная норма. Впрочем, спустимся с небес на грешную землю. Рекомендации как построить «общество мечты» по словам Миронова должны быть в программе «Справедливой России». Но хотелось бы вспомнить о предыдущей предвыборной программе Сергея Миронова. С тем, чтобы проанализировать, насколько она была успешно реализована человеком, за чью Партию Жизни отдали свои голоса в 2003 году два процента избирателей. А также попробовать понять, насколько плодотворно поработал Сергей Михайлович в последние несколько лет на ниве социальной политики.
Не секрет, что для поднятия собственного престижа председатель СФ выбрал две наиболее острые, значимые, наболевшие проблемы. Разговор о них способен приковать внимание каждого россиянина: это вопросы заработной платы и пенсий. Сегодня Сергеем Мироновым предлагается введение почасового минимального размера оплаты труда (МРОТ) и реформирование единой тарифной сетки бюджетников таким образом, чтобы при пересчете на 40 часовую рабочую неделю зарплата была равна 5 тыс. рублей в месяц. Любопытно, что четыре года назад, то есть в период предыдущей избирательной кампании, страна была увешана агитплакатами, на которых была изображена дизайнерская купюра номиналом 6 тыс. рублей — как прямое указание, что именно такой будет минимальная зарплата в случае победы на выборах Сергея Михайловича. Что же изменилось в России за 4 года? Почему господин Миронов «заиграл» целую тысячу, и предлагаемый размер «минималки» упал до 5 тыс. рублей? Может, он обнаружил, что за это время упали цены или неожиданно произошел процесс дефляции? Ничего подобного! Тогда как такая «оговорка» могла вырваться из уст политика, стремящегося к социальной справедливости? Смеем предположить, что ему в принципе все равно, какую сумму называть. Главное, чтобы звучала она громко и эффектно, отличаясь в большую сторону от той, что называют оппоненты, коими «Справедливая Россия» считает «Единую Россию».
Работать — по 2 часа в неделю
Рассмотрим и суть предложения объявить почасовую минимальную зарплату. Надо сказать, что сама идея почасовой минимальной зарплаты уже давно разрабатывается «ЕР». Больше того, партией подготовлены соответствующие законопроекты, которые в ближайшее время будут предложены для обсуждения во всех субъектах РФ. Однако, всесторонне анализируя возможности перехода на новую систему, в «Единой России» пришли к выводу, что необходимо оставить месячный минимум при более высокой минимальной почасовой зарплате. Для начала ликвидация МРОТ поставит законодателей перед необходимостью внесения изменений в Конституцию. Понятие «минимальный размер оплаты труда» зафиксировано в основном законе государства. Во-вторых, при отсутствии сдерживающего гаранта в виде месячной зарплаты переход к почасовой оплате приведет к тому, что работодатели переведут работников на сокращенный рабочий день. Формально. А на практике те будут продолжать работать столько, сколько нужно работодателю, получая ту же самую зарплату. Таким образом улучшится только статистика. Разве это не социальная демагогия?
Если серьезно говорить о повышении МРОТ, то необходимо учитывать, что сегодня 85% работников работают во внебюджетном секторе экономики. От того, что завтра в законе будет зафиксирована зарплата в 5, 10 или 15 тыс. рублей, у работодателей денег больше не станет. Более того, они встанут перед дилеммой: либо переводить занятость в нелегальную сферу, либо проводить резкие сокращения. Именно поэтому «Единая Россия» выступает за плавное, поэтапное повышение минимального размера оплаты труда, которое позволило бы бизнесу (особенно мелкому) своевременно адаптироваться. Еще один насущный вопрос — зарплата бюджетников. «Справедливая Россия» предлагает поднять МРОТ, равный первому разряду Единой тарифной сетки, в 5 раз. Это означает, что в 5 раз должна быть поднята заработная плата всех бюджетников. Напомним, что их в государстве 16 миллионов. Причем 80% бюджетников получают свою зарплату из бюджета субъектов РФ. Если такое повышение произойдет, значительная часть регионов попросту разориться, станет банкротами. В результате на бумаге зарплата вырастет, а на практике мы столкнемся с массовой задолженностью. Словом, руководствуясь элементарными знаниями в области экономики и государственного устройства, можно смело утверждать, что продуманного плана повышения зарплаты Миронов не имеет. Выдвижение соответствующих требований является обычной для него демагогией и политическим популизмом. В прошлом Сергей Михайлович обещал установить «минималку» в 6 тыс. руб. в месяц, но по окончании избирательной кампании забыл о своем обещании. Можно не сомневаться, что после 2007 года Сергея Миронова перестанет интересовать даже простой разговор о почасовой минимальной зарплате.
Останутся ли в России пенсионеры?
Еще немного о «социальной доктрине» господина Миронова и её демагогическом характере. Разумеется, вторая её составляющая — это пенсии. Поэтому следующее предвыборное обещание — установить в России пенсию равную 70% или даже 75% зарплаты. Идея свежа и оригинальна. Однако можно подсчитать, что для того, чтобы выполнить требование Миронова и установить в России подобную пенсию, пенсионный возраст в придётся поднять до 80 лет для женщин и до 85 лет, соответственно, для мужчин. Кстати, таких пенсий ни в одной стране мира попросту нет. В Европе пенсии составляют от 40 до 60% от среднего заработка, а пенсионный возраст там имеет тенденцию увеличиваться и уже достиг 65-67 лет. Миронов не может не знать, что с точки зрения экономики и социальной политики в России в данный момент нельзя поднимать планку трудоспособного возраста. Зная статистику, согласно которой в среднем по стране мужчины умирают в 58 лет, а женщины — на 10 лет раньше, чем в европейских странах, Сергей Михайлович мог бы понять, что до получения пенсии в 85 (или даже в 80) лет у нас мало кто доживет. Увеличение верхнего порога трудоспособного возраста не решит ни одной проблемы россиян. Как сделать так, чтобы наши граждане доживали до пенсии? Сергей Миронов этот вопрос не ставит.
Вернемся, однако, к финансам. Сегодня женщина, выходя в 55 лет на пенсию, как правило имеет 25 лет трудового стажа. За эти 25 лет в Пенсионный фонд работодатель выплачивает за неё в качестве взноса на страховую часть пенсии 14% зарплаты. Период дожития на пенсии для нее составляет около 19 лет. Но каким образом, платя 25 лет по 14% зарплаты, можно потом 19 лет получать по 75%? Придумана ли такая математическая формула? Увы, нет. Как тут не вспомнить, что Сергей Михайлович уже призывал начать расходовать Стабилизационный фонд: на повышение зарплат, увеличение пособий по рождению и уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, на то, чтобы материнский капитал начал выплачиваться с первого года. А теперь еще и на повышение пенсии. Если объединить и реализовать все предложения Миронова, России понадобится по меньшей мере 10 стабилизационных фондов. Несложно убедиться, что все предложения лидера «Справедливой России» утопичны, экономически не просчитаны, не обоснованы. Он, видимо, и не утруждает себя расчетами, поскольку знает, что эти идеи никогда не будут реализованы. Это – всего лишь пиар, примитивная демагогия, которая иногда спасает в предвыборный период. Удивляет только «здоровый цинизм» Сергея Михайловича. Что должен испытывать человек, который ради получения голосов, спекулировать на чувствах самых малообеспеченных людей!
Вот уже семь лет Сергей Миронов является третьим человеком в государстве. За это время он вполне мог бы научиться не только выдвигать требования в виде популистских лозунгов, но хоть что-то сделать для своих избирателей. Добиться хоть одного решения, которое вело бы к улучшению жизни. Возможно, тогда бы мы хоть немного продвинулись к тому, что сам Сергей Михайлович называет «социальным гуманизмом».