Транспортная доступность с каждым днем становится все более актуальной проблемой для России. Уже к 2010 году объем международных автомобильных перевозок грузов увеличится в полтора-два раза. Растет загруженность железнодорожного транспорта. Мало используется потенциал речного судоходства. При нынешнем состоянии транспортной инфраструктуры и росте экономики серьезные проблемы с продвижением товаров и в Европу и Азию могут возникнуть не в какой-то абстрактной далекой перспективе, а уже в считанные годы.
Партия «Единая Россия» поставила важную задачу: подготовить транспортную инфраструктуру страны к новым экономическим реалиям. Сегодня необходимо создать условия для функционирования современных транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг». В партии понимают, если сейчас не задаться решением этой задачи, те грузы, которые могли бы идти через нашу территорию, принося дополнительные средства на обустройство трасс, попросту уйдут в другие страны. Проект «Транспортный коридор» направлен на эту извечную проблему России, которую, наконец-то, надо решать.
Наши расстояния – наше преимущество
Возьмем всем известный пример – Германия. Там развитие транспортной сети на многие годы вперед заложило основу стабильного экономического развития. У нас же многие предприятия неконкурентоспособны только по причине отсутствия хороших дорог. Товары порой невозможно доставить до потенциального потребителя. Парадокс, но сегодня продукцию из Китая в Европу привезти в два раза дешевле, чем, например, из Поволжья. Даже не смотря на то, что везут ее вокруг Африки или через Суэцкий канал.
От бездорожья, ставшего со времен классика главной бедой России, в равной степени страдают и граждане, и экономика. По данным Союза транспортников, 50 тысяч населенных пунктов в России не имеют сегодня дорог и связи с внешним миром. Эту проблему регионам не решить самостоятельно. Именно поэтому «Единая Россия» возвела ее в ранг своих программных приоритетов. По словам лидера партии Бориса Грызлова, для осуществления масштабного промышленного строительства необходимо развитие соответствующей транспортной инфраструктуры. А с возрождением путей сообщения современное дорожное и транспортное строительство само по себе должно служить промышленному росту.
— «Единая Россия» заявила о разработке партийных проектов «Безопасные дороги» и «Транспортный коридор», поскольку мы считаем, что российские расстояния должны быть не сдерживающим фактором, а дополнительным преимуществом национальной экономики. А для этого нужно, чтобы наша транспортная инфраструктура по всем характеристикам безопасности, комфортности, современности в полной мере соответствовала самым высоким мировым стандартам», — считает Борис Грызлов.
Хочешь быть быстрым – строй дороги
— Депутатам-единороссам ситуацию в транспортной инфраструктуре надо менять. Во всех регионах, к каждой деревне должны быть проложены добротные дороги, — считает заместитель Председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, руководитель кировского регионального отделения партии «Единая Россия» Игорь Игошин. — У нас в Кировской области есть ряд районов, которые не связаны с областным центром дорогами вообще. Нельзя проехать на машине, даже если очень постараешься. В некоторые районные центры можно добраться только через соседние субъекты Федерации, либо по воздуху. Получается, люди живут вроде бы рядом, но отрезаны от большого мира.
— Одной из причин, которая отрицательно влияет на техническое состояние дорог, является недоремонт, — говорит главный государственный инспектор Федерального дорожного агентства, Игорь Донато. — По действующим нормативам мы должны капитально ремонтировать 56 километров в год, а по заданию на 2006 год нам включено всего лишь 15 километров. Общий годовой недоремонт составляет 208 километров по нашему управлению. Таким образом, не включая должного восстановления, дороги работают на износ. Аналогичные ситуации характерны и для федеральных и для региональных дорог России».
По словам Игоря Донато решение проблемы видится в том, чтобы постепенно увеличивать объемы капитального ремонта и ремонта, доведя их до нормативного значения, и тем самым, технический уровень и надлежащее состояние наших магистралей.
— Но, кроме поддержания дорожной сети в техническом состоянии, наши дороги должны подвергаться реконструкции, чтобы обеспечить пропуск постоянно растущего автомобильного транспорта, — считает Игорь Донато. — А мы знаем, что у нас прирост автопарка в год составляет 10 процентов. Третья проблема – это строительство новых дорог. Девиз «Если хочешь быть быстрым, то строй дороги» мы должны претворять в жизнь.
Развитие во всех направлениях
В том, чтобы развивать транспортную систему России, заинтересованы и за границей. Так, дальнейшая реализация проекта Сингапурской железной дороги, который свяжет Малайзию, Камбоджу, Вьетнам и Китай, возможно, приведет к соединению единым транспортным коридором этих стран и России через Транссиб. Передовые экономики азиатского региона готовы отправлять свои грузы через российскую территорию в Европу. Уже сегодня российские железнодорожники могут доставлять груз через всю Россию: от Тихого океана до западной границы — за 11 дней, т.е. со скоростью свыше 1000 км в сутки.
Не менее важным представляется развитие международного транспортного коридора «Север-Юг», являющегося альтернативой морскому маршруту, соединяющему Европу и страны Персидского залива и Индийского океана.
Руководитель Саратовского логистического центра Людмила Калинина считает, что одним из приоритетных направлений в развитии транспортной инфраструктуры должны стать взаимоотношения с Казахстаном.
— Казахстан нацелен на интеграционные процессы в рамках сотрудничества. Сегодня на лицо прекрасная динамика в товарообороте, как между нашими регионами, так и между нашими странами, – считает Людмила Калинина. — Значимы не только транспортные коридоры, которые идут в прямом смысле как Север-Юг, Запад-Восток. Существует еще такой транспортный коридор как Среднеазиатский транспортно-промышленный коридор. Он объединял в себе грузопотоки наших бывших союзных республик, а теперь независимых государств. Это все те страны, которые сегодня нацелены на работу с нами, — Казахстан, Таджикистан, Узбекистан.
Развитие транзита действительно сегодня взаимовыгодно как России, так и Казахстану. Тем более, что южный сосед в этом вопросе проявляет себя как хороший партнер. Очень многие страны, в том числе буквально вся Прибалтика, мечтают войти в рынок Казахстана как транспортники. «Очень хотят войти финны, они составляют нам конкуренцию по логистике и по обработке грузов. Но в Казахстане говорят: у нас есть непосредственный сосед — Россия, ведите диалоги с ней, — подчеркивает Людмила Калинина.
Водная альтернатива
Решить ли проблему транзита инвестициями в дороги и железнодорожный транспорт? Вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев считает, что этого недостаточно. Сейчас необходимо возродить речные транспортные пути.
— В последние годы мы стали забывать о внутренних водных путях, которые практически вышли из строя. Недофинансирование по этой статье расходов — 16 млрд. рублей. Поэтому сокращаются пассажирские и грузоперевозки по водным путям. Европа переключает грузопотоки с железнодорожного, автомобильного на речной. А ведь до 90-х годов по российским рекам и водоемам перевозилось до 600 млн. тонн грузов. Сейчас — менее 100 млн. тонн». А ведь возрождение Северо-Каспийского пароходства в рамках развития транспортного коридора «Север – Юг» дало бы нашей стране дополнительные преимущества.
Как видим, пока в России в более-менее приемлемом состоянии находится лишь железнодорожный транспорт. Как помочь другим отраслям? В «Единой России» считают, что нужно не только увеличивать финансирование, но и выделить ряд приоритетов. В таком случае, российский транспорт может стать перспективной отраслью и тем локомотивом, который ускорит развитие отечественной экономики.
Алексей Белов