Похоже, молодежная политика перестает быть декларацией: ее планируется сделать стратегическим направлением деятельности государства. Поскольку от того, насколько она будет продумана и эффективна, зависит будущее страны. В «Единой России» считают, что приоритетные национальные проекты «Образование» и «Здоровье» полностью молодежную сферу не охватывают, поскольку проблемы молодежи многогранны и могут быть решены только на основании комплексного, системного подхода. Предполагающего, в том числе, реализацию специальных государственных целевых программ либо дополнительных региональных проектов.

Контуры будущей концепции молодежной политики были определены благодаря широкой внутрипартийной дискуссии, продуктом которой стало программное заявление «Единой России», утвержденное на декабрьском съезде партии. Напомним, что на съезде в Екатеринбурге партийцы наметили перспективы работы на среднесрочную перспективу. На съезде были представлены приоритетные направления работы и 18 партийных «отраслевых» проектов, предлагаемых «единороссами» к реализации. У каждого проекта есть куратор из числа парламентариев и видных партийцев, а также рабочая группа, ответственная за детальную проработку мероприятий в рамках проекта. Среди них – три проекта, непосредственно затрагивающие молодежную сферу. Это проект «Свой дом» (программа строительства малоэтажного жилья; куратор – депутат ГД, член Центральной контрольно-ревизионной комиссии партии «ЕР» Александр Коган), а также проекты «Достойный труд» (куратор – заместитель секретаря президиума Генсовета «ЕР», председатель комитета ГД по труду и соцполитике Андрей Исаев) и «Эффективное управление и кадровый резерв», за который отвечают Игорь Игошин и Андрей Буренин из думского комитета по бюджету и налогам.

— Цель проекта «Свой дом» в том, чтобы помочь среднестатистическому россиянину в строительстве индивидуального жилья. Как показали исследования, мнение, что квартира в многоэтажке значительно дешевле частного дома, ошибочно, — объяснил Александр Коган. — Потенциал малоэтажного строительство колоссален, но в рамках проекта «Доступное жилье» ему уделяется мало внимания. В этом году мы планируем принять подпрограмму «Свой дом» в рамках ФЦП «Жилище», целью которой является комплексная застройка малоэтажными домами территорий российских регионов».

Проект «Эффективное управление – Кадровый резерв» предполагает формирование в стране полноценного кадрового резерва на замещение должностей государственного и муниципального уровней власти. Проект «Достойный труд» направлен на создание цивилизованного рынка труда с развитием новых направлений на рынке труда и созданием новых рабочих мест, переобучением, переквалификацией, планированием трудовых ресурсов.

Как отмечает Андрей Исаев, без устойчивого повышения качества труда и квалификации трудовых ресурсов российское общество не сможет решить проблемы низких доходов населения, удвоения валового внутреннего продукта и переориентации экономики с сырьевой на инновационную. Многие высокотехнологические отрасли уже сейчас испытывают большой дефицит профессионалов. Средний возраст граждан с высокой квалификацией, работающих в наукоемких и высокотехнологичных отраслях промышленности составляет 53-57 лет. За 90-е годы произошло разрушение системы подготовки и повышения квалификации работников. При этом, средняя продолжительность приобретения высокой квалификации выпускником технического- училища после начала его работы — не менее 7 лет. Поэтому многие предприятия сталкиваются с ситуаций, когда их спрос на рынке труда не может быть удовлетворен из-за отсутствия квалифицированных работников. Нарастающей угрозой для социального благополучия России является устойчивый рост безработицы среди молодежи в связи с отсутствием системы долгосрочного планирования трудовых ресурсов нашей страны. Проект предполагает создание эффективной системы страхования занятости, с помощью которой можно развивать новые направления на рынке труда и создания новых рабочих мест, переобучения, переквалификации, планирования трудовых ресурсов.

В рамках нацпроекта «Образование» и развития молодежной политики партийцы разрабатывают механизм государственной помощи молодым специалистам в трудоустройстве. Как сообщил Андрей Исаев, сейчас «активно прорабатывается законопроект о квотировании рабочих мест для молодых специалистов. Предполагается, что такое квотирование коснётся, во-первых, учреждений государственной и муниципальной службы, а также предприятий, где государство или муниципалитеты имеют свыше 50% собственности, бюджетных учреждений, которые финансируются из бюджетов всех уровней, и предприятий, получающих муниципальный или государственный заказ. По состоянию на 1 января соответствующие учреждения будут обязаны сообщать в службу занятости об имеющихся у них вакансиях и до 1 августа квотировать (как бы замораживать вакансии) треть этих вакансий для молодых специалистов. Молодые специалисты через службу занятости будут получать возможность соответствующие вакансии получать и востребовать».

— Важно, чтобы каждый молодой специалист имел возможность получить гарантированное рабочее место по специальности, — говорит заместитель секретаря президиума Генсовета партии «Единая Россия» Валерий Рязанский. — Молодежь должна стать активным созидателем своего настоящего и будущего, что невозможно без интересной и перспективной работы по окончании ВУЗа. Квотирование мест для молодых специалистов на предприятиях позволило не только бы снять тревогу молодежи за свое будущее, но и оптимизировало бы сам процесс обучения. Выиграют и предприятия, принимающие на работу молодых специалистов. Они будут поощрены государством, решат проблему притока кадров и передачи опыта, которая стоит в стране очень остро.

Еще в середине прошлого года парламентское большинство по инициативе депутатов-единороссов обращалось к председателю правительства Михаилу Фрадкову с призывом объявить 2007 год «Годом молодёжи» с целью более эффективного использования потенциала молодежи на благо страны. Для чего предлагалось рассмотреть возможность осуществления комплекса мероприятий, посвященных Году молодежи и предусмотреть их финансирование в рамках федерального бюджета 2007 года. Однако дело двинулось лишь к концу года. На декабрьском съезде «ЕР» в Екатеринбурге молодежная политика была заявлена как один из главных приоритетов партии власти. А в середине января президент РФ Владимир Путин провел рабочую встречу с секретарем президиума генсовета партии «Единая Россия», вице-спикером Госдумы Вячеславом Володиным. В ходе встречи Володин рассказал, что в 2007 году «Единая Россия» будет «делать ставку» на молодежную политику, и, прежде всего, – на решение проблем занятости и жилья.

28 февраля в рамках рабочего визита в Санкт-Петербург председатель партии «Единая Россия», председатель Государственной думы РФ Борис Грызлов принял участие в совещании по проблемам российского спорта. Лидер партии заявил, что в России необходимо создать специальный орган, ведающий делами молодежи и спорта с выделением на это дополнительных средств. Грызлов особо отметил необходимость планомерного строительства в регионах спортивных объектов — физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов). «Необходимо развивать и вузовский спорт как ступень к большому спорту, проводить универсиады на уровне субъектов РФ и всей России, — подчеркнул Борис Грызлов. — Лучше вкладывать деньги сейчас, чем бороться с преступностью и с болезнями в будущем, когда во многом будет уже поздно».

Мнение:

Игорь Игошин, заместитель Председателя комитета ГД по бюджету и налогам:

-Партийный проект «Эффективное управление – Кадровый резерв» появился потому, что бюрократическая система не способна эффективно реформировать себя сама. Очевидное доказательство этого – неудача Правительства в осуществлении административной реформы. Поэтому исправление ситуации требует усилий не только административной системы, но и всего гражданского общества. Наибольший интерес в этом смысле представляет развитие сети экспертных институтов, имеющих общественный статус и близких к партии, которые могли бы объединять усилия специалистов, подключать имеющийся в обществе кадровый потенциал, который должен использоваться для решения важнейших задач. Они могли бы готовить качественные решения по важнейшим вопросам, связанным с функционированием государства и развитием страны. Но решение данных задач невозможно без повышения степени открытости власти, обеспечения прозрачности бюджетных и управленческих процессов. Аналогичные по характеру задачи необходимо решать не только на федеральном, но и на региональном уровне. Качественный рост эффективности властных структур означает, в том числе и развитие обратных связей с обществом (а партии – с активом), с формированием у кадрового резерва стимулов для постоянной и целенаправленной работы. Составными элементами данной стратегии должны стать улучшение и развитие существующей системы отбора и подготовки кадров, активное использование доказавших свою эффективность форм и методов такой работы. А также внедрение принципов, гарантирующих постоянное сотрудничество активистов с партией, их включение в работу близких к партии аналитических центров и институтов, а при соответствующих политических возможностях – и в работу органов власти. Это создаст гарантии развития профессионального потенциала новых кадров, самой партии и соответствующих структур, гарантии их способности решать любые задачи, направленные на развитие страны. Рост ответственности партии в сфере проведения региональной политики также выдвигает на первый план проблему повышения квалификации региональных и муниципальных служащих. Поэтому активную поддержку должно получить развитие системы подготовки кадров для местных ведомств. Если наше главное конкурентное преимущество – это высокая квалификация и высокий уровень образования людей, то нам пора научиться в полной мере использовать этот потенциал.

Александр Агеев, депутат ГД:

-Создание рынка доступного жилья и развитие ипотеки — стратегические для страны вопросы. В целях увеличения объемов строительства следует осуществить переход от практики локального или точечного строительства к комплексной застройке жилых массивов, в том числе в пригородах. Реализация таких программ, как проект «Свой дом», направлена на изменение модели расселения граждан России из города в пригород, предполагающего стимулирование индивидуального малоэтажного строительства на основе синтеза традиционного для России деревянного домостроения и новых технологий энергосбережения. Необходимо рассмотреть и возможность вытеснения промышленных производств за пределы городов в целях использования высвобождающихся земель под строительство. Следует усовершенствовать институт аренды жилья в целях защиты прав арендаторов. Например, в развитых странах молодые семьи предпочитают аренду собственности. Это также позволяет обеспечить более свободную миграцию трудовых ресурсов. Ипотеки в классическом ее виде у нас нет: в РФ ипотека – это не политика потребительского кредитования, а инструмент строительства. Необходимо развитие социальной ипотеки: практику бюджетных вливаний в этот вид ипотеки следует продолжать и увеличивать их объемы. Особое внимание здесь следует уделять молодым семьям, молодым специалистам на селе. Должны быть предусмотрены субсидии на приобретение и строительство индивидуального жилья или оплату первого взноса при получении кредита в размере от 40% средней стоимости стандартного жилья. Должны получить развитие схемы долгосрочного кредитования молодых семей с уменьшением ставки кредита при рождении второго ребенка и полным погашением кредита при рождении третьего ребенка.

Олег Белов