• Собственная позиция России в процессе вступления в ВТО
Россия – держава, уже по праву своей истории претендующая на достойное место в числе великих государств. Наше общество рассматривает эту задачу как один из основных приоритетов. Решение ее неразрывно связано с развитием – как количественным, так и качественным – национальной экономики, успешностью ее интеграции в глобальное хозяйство.
Процесс вступления России во Всемирную торговую организацию длится почти 15 лет. И хотя к настоящему моменту он близок к логическому концу, предсказать точную дату его завершения и результаты переговоров с абсолютной уверенностью нельзя. В июле 2007 года Министерство экономического развития уточнило, «что не существует какой-либо запланированной даты присоединения Российской Федерации к ВТО, …переговоры будут продолжаться столько, сколько необходимо для обеспечения интересов России». В сложившейся ситуации России необходимо иметь свою позицию в отношении действий в этот период, проводить самостоятельную, соответствующую национальным интересам экономическую политику. Это означает, что положительный результат от вступления в ВТО возможен при наличии не формального, юридического, а реального экономического суверенитета.
«Современной России нужен беспрепятственный выход со всей своей продукцией на международные рынки. Для нас это вопрос более рационального участия в международном разделении труда, вопрос получения полноценных выгод от интеграции в мировую экономику. Именно с этой целью мы продолжаем вести переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации. И ведем их только на условиях, которые полностью учитывают экономические интересы России.
Очевидно, что наша экономика уже сейчас является более открытой, чем экономики многих членов этой уважаемой организации. И переговоры о вступлении России в ВТО не должны становиться инструментом торга по вопросам, не имеющим ничего общего с деятельностью этой организации». –В.Путин, послание ФС 10.05.06
  • Политическая составляющая процесса вступления в ВТО
Несмотря на общий для всех стран характер вырабатываемых и применяемых в ВТО норм, в некоторых случаях страны могут использовать правила организации в качестве инструмента для оказания давления на страну — претендент. Попытки такого давления на Россию неоднократно предпринимались как со стороны бывших республик Союза ССР, бывших членов СЭВ, так и развитых капиталистических стран. Некоторые из них, добиваясь максимальных возможностей для доступа своих производителей на российский рынок, стараются добиться не только дополнительного снижения тарифных барьеров, но и выдвигают разного рода дополнительные условия.
Чтобы противостоять подобного рода требованиям, государству необходимы, во-первых, политическая воля, и во-вторых – четкое понимание конкурентных преимуществ и потребностей собственной экономики, а также осознанная стратегия ее развития. Только при наличии этих компонентов появляется возможность, с одной стороны, пойти на уступки торговым партнерам в не самых важных вопросах, преодолев сопротивление отраслевых лоббистов, а с другой – отстоять действительно принципиальные для себя позиции (будь то условия доступа на внутренний рынок иностранной авиатехники, или невозможность открытия филиалов иностранных банков), не поддавшись давлению со стороны действующих членов ВТО. Не имея стратегии развития экономики выстроить по-настоящему эффективную защиту экономических интересов практически невозможно.
  • Суверенитет —  экономическая безопасность
Вступление во Всемирную торговую организацию для нашей страны, стремящейся обладать экономическим суверенитетом, необходимо. Однако учитывая риски, которые таит в себе процесс присоединения к ВТО, принципиально важно обеспечить такие условия, которые не поставят наш суверенитет под угрозу, т.е. не приведут к гибели или захвату иностранными конкурентами стратегически важных отраслей.
В целом, политика России для обеспечения суверенитета основывается (и, очевидно, будет основываться в перспективе) на двух принципах.
Во-первых, государство защищает интересы, в первую очередь, приоритетных отраслей – тех, в которых должно быть сохранено национальное производство. Принципы отнесения того или иного сектора к числу приоритетов в вкратце сводятся к следующим пунктам:
— стратегический характер соответствующих производств (например, потребности обороны и безопасности)
— потенциальная возможность повышения конкурентоспособности той или иной отрасли до мирового уровня при условии предоставления ей адекватной защиты и поддержки государства.
Во-вторых, государство своей политикой способствует модернизации отечественной индустрии, приобретению предприятиями нового оборудования и технологий.
  • Плюсы и минусы от вступления в ВТО
Вступление в данную организацию позволяет, во-первых, получить доступ на мировые рынки на общих основаниях и без дискриминации; во-вторых, участвуя в ее работе наравне с другими странами, отстаивать национальные интересы в процессе дальнейшей модернизации соответствующих норм (в ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса).
Однако существуют и аргументы, указывающих на отсутствие выгод от такого шага. Необходимо учитывать, прежде всего, то, что отечественный экспорт носит преимущественно сырьевой характер (углеводороды, металлы, и т.д.). Доля же продукции с высокой добавленной стоимостью в настоящее время составляет лишь около 10%. Между тем доступ сырья на мировой рынок и так носит практически свободный характер; значимое исключение — черная металлургия. К тому же среди уже существующего и прогнозируемого экспорта высокотехнологичной продукции ощутимую долю занимают товары и услуги, на торговлю которыми членство в ВТО вряд ли окажет серьезное влияние: вооружения и военная техника, строительство АЭС, и т.д.
  • Двойной эффект от вступления в ВТО — доступ к новым технологиям, выход на мировые рынки
Одна из важнейших задач состоит в том, чтобы в России изменилась структура экспорта, серьезно увеличилась роль обрабатывающих отраслей, повысилась их конкурентоспособность, а для этого отечественным производителям необходимы полноценный выход на мировые рынки, и полноценная же конкуренция. В современных условиях решение данной задачи без членства в ВТО представляется, по меньшей мере, проблематичным. Однако нельзя забывать, что от вступления страны в ВТО, и, в целом, от либерализации мировой торговли и движения капитала выигрывают наиболее конкурентоспособные; наименее конкурентоспособные проигрывают. И здесь нельзя недооценивать роль Государства, которое не только способно, но и должно создать все условия для повышения конкурентоспособности отечественных отраслей. Однако рост конкурентоспособности не произойдет мгновенно. Для этого необходимы время и капитал. В начале,  присоединение к ВТО может нанести ощутимый удар по социально-экономической ситуации в стране. Возможность подобного эффекта обязательно необходимо учитывать; это позволит избежать его наиболее острых проявлений.
Поддержка со стороны государства во многих отраслях, особенно связанных с высокими технологиями, и эксплуатацией природных ресурсов  – не достаточное, но необходимое условие для успешного вступления во Всемирную торговую организацию. Поэтому несомненно, что Россия вправе, и более того – обязана использовать весь арсенал современных экономических  инструментов для продвижения своих экономических интересов на международной арене.
После вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, российские компании должны получить беспрепятственную возможность приобретения зарубежных активов, укрепить свое участие в иностранных предприятиях.
При этом позиция России о сроках вступления в ВТО должна оставаться взвешенной. Недопустимо принимать поспешные решения, которые могут отразиться на экономическом суверенитете страны, ослаблении уже достигнутых результатов.
«Современная Россия, восстанавливая свой экономический потенциал и осознавая свои возможности, стремится к равноправным отношениям со всеми странами и не ведет себя высокомерно. Мы лишь отстаиваем свои экономические интересы и используем свои конкурентные преимущества, как это делают все без исключения страны мира.
При этом мы выступаем за создание таких институтов и механизмов, которые в равной степени учитывали бы интересы всех партнеров. Это касается любых проектов: в энергетике, в промышленности, в области международного транзита. И такие проекты уже есть, они реализуются». В.Путин, послание ФС 26.04.07