Говоря о том, что такое новая политическая сила России, на кого может опереться государство, чтобы продвигать свои идеи, что может являться опорой для стабильности, я бы хотел обратиться к периоду античности. Еще во времена Аристотеля и Платона люди пришли к выводу, что это может быть только средний класс. Предпосылки, условия и процесс формирование среднего класса – тема, которую мне хотелось бы сегодня обсудить.

Что первично: создание стабильного государства и тех правил, которые сформируют средний класс, или, наоборот, формирование среднего класса, который в дальнейшем станет опорой стабильного государства? Наверное, логичнее всего развивать одно и другое параллельно. И создавать благоприятные условия для среднего класса, и сразу же опираться на средний класс, который зарождается в нашей стране.

Что может быть альтернативой среднему классу? Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда чиновники и милиционеры получают в среднем в 1,8 раза больше, чем другие наши граждане. По сути, средним классом у нас являются как раз чиновники и милиционеры. И получается, что если сегодня мы ничего не примемся менять, то основой нашего государства будет бюрократия с ее передовым классом – «силовиками».

В результате имеем последствия – вымогание денег у бизнеса, превышение полномочий. Некоторая часть людей, уходя от этих последствий, приходит в политику, а большая часть уезжает за границу в поисках лучшей жизни.

Поэтому нам необходимо формировать такой стиль жизни, который соответствовал бы ожиданиям граждан. Они должны жить в той стране, которая подразумевает формирование среднего класса. Задача формирования среднего класса – это и для государства, и для нашей Партии основа той работы, которую мы должны вести, в том числе в идеологии, в избирательной кампании. Это платформа, на которую мы должны опираться.

Какие предпосылки и условия в нашей стране есть для формирования среднего класса? Первое. В нашей стране есть федерализм, и это очень важно, потому что на федеральном уровне руководство занимается решением проблем большого, крупного бизнеса, связанных с угрозами, которые возникают на внешнем рынке, с работой за пределами страны, то есть это макроэкономика. А вот на муниципальном или региональном уровне, конечно же, должна проводиться работа, направленная на формирование среднего класса, на малый и средний бизнес, который является наиболее быстро растущим средним классом. Без федерализма это было бы гораздо сложнее сделать.

Второе. Демократия, которая у нас есть, позволяет нам, с одной стороны, удерживать баланс политических сил, без чего невозможно нормально развиваться и формировать средний класс, а с другой стороны, обязательно обеспечивать общество свободой, которая мотивирует людей к другой, лучшей, жизни.

Третье – это экономические ресурсы. Потому что те свободы и права, которые мы своим гражданам даем, должны подкрепляться экономическими ресурсами. Провал предыдущих реформ как раз свидетельствует об их недостаточной обеспеченности ресурсами: землей, доступом к финансам, к инфраструктуре и так далее. В принципе сейчас работа в этом направлении ведется.

Четвертое. Взвешенная фискальная политика. Она у нас есть. Но сегодня, к сожалению, фискальная политика, позволяя формировать средний класс, не стимулирует его развитие.

Пятое – образование. Без образованного общества нам не построить средний класс. Возможность образования и самообразования у нас есть, я бы даже сказал, что в нашей стране есть культ образования. У нас каждый второй человек старается окончить высшее учебное заведение.

Шестое – мотивация. Есть ли у наших граждан мотивация к тому, чтобы стать средним классом? Что такое в глазах населения средний класс? Это люди, которые могут получать комфортное жильё, комфортный отдых и нормальные трудовые условия. Понятно, что у любого нормального человека мотивация, стремление к этому есть. И последнее седьмое условие – конечно же, это безопасность проживания. Если человек чувствует себя на улице свободно, не боится за своих детей и семью, то в этой стране он будет жить и вкладывать средства в ее экономику. При этом хочу отметить, что к правонарушителям общество, государство должны быть гуманны и справедливы. Это как раз та гуманизация и безопасность граждан, к которым должна привести реформа правоохранительной системы.

Андрей Назаров, заместитель председателя Комитета ГД ФС РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству