Сергей Волобуев

Консерватизм будущего – это универсалистская версия консерватизма, консервативный ответ на вызов либерального и социалистического универсализма. Существует универсалистский язык либералов, универсалистский язык социалистов. Общий язык консерваторов пока остается задачей. Впрочем, сама логика истории, изменение пространственно-временных масштабов и горизонтов существования человека, новые вызовы (прежде всего, технологические), выдвигают задачу формирования общечеловеческой версии консерватизма на первый план.

Главные сюжеты нашего времени: 1) глобализация и формирование планетарного политического класса, 2) открытие и освоение мирового информационного пространства, 3) создание технологий трансформации человеческой природы, — с новой остротой  ставят перед человечеством философские вопросы: о смысле и законах бытия, о человеческом в человеке, о добре и зле, о свободе и необходимости. Основные общественно-значимые проблемы возникают на стыке этических норм, новейших технологических возможностей и законодательства.  Какие последствия для человеческой природы, для свободы и демократии могут иметь успехи в биомедицинских технологиях? Могут ли информационно-коммуникативные сети  превратиться из «инструмента свободы» в  средство порабощения? Станет ли технотронная эра пространством свободы и развития личности или нас ожидают в будущем новые версии тоталитаризма?

Особую тревогу консерваторов в сфере мировоззрения составляет схожесть современной научной картины мира и древних представлений о нем. И там, и там нет места человеческой личности, ее свободе и ценностям. Человеческое Я мыслится как случайность во вселенском потоке случайностей. Человек редуцируется к совокупности природных и социальных процессов. Все ценное в личностном универсуме и сам личностный мир объявляются не имеющими ценности и смысла эпифеноменами безличных процессов. Необходима новая проблематизация мира, именно способность картины мира ответить на фундаментальные проблемы человеческого Я выступает главным критерием ее состоятельности.

В сфере политики и права консерваторов заботит забвение идеи надприродного и надсоциального нравственного закона как основы прав и достоинства личности. Понимание права как фиксированного результата конфликта сил, а не как проекции нравственного закона, есть основа для трансформации современных демократий в новые тоталитарные системы, существо которых составляет диктатура революционных меньшинств. Мы привыкли мыслить тоталитаризм как принуждение к повиновению. Однако сутью тоталитаризма является принуждение к бунту против законов бытия, подчинение человека «революционной целесообразности».

В сфере гражданской культуры постановка ценностей безопасности и комфорта выше ценностей достоинства и свободы личности — в связи с развитием новейших информационных технологий, новейших средств контроля, электронных трансакций — чревато созданием идеальной социальной базы нового тоталитаризма.

Таким образом, актуальный консерватизм, консерватизм будущего –это коррекция негативных трендов и активное формирование будущего на основе базовых презумпций:

— наличие вечных и неизменных законов бытия,

— наличие объективного нравственного закона,

-ценности уникальной человеческой личности,

— ограниченности человеческой свободы законами духовного и физического мира.

Содержание и результаты проекта:

1. Серия модерируемых дискуссий по тематике:

— вечные ценности в меняющемся мире – ключевая проблема современенности,

— социально-экономические последствия общественного мировоззренческого выбора,

— антропологический контекст политики,

— техносреда и традиция как факторы формирования человеческой личности,

— тоталитарные перспективы глобальной потребительской цивилизации,

— социальные сети – пространство свободы или инструмент порабощения?

— переход от «информационного общества» к постинформационному как императив сохранения человеческой личности,

— «провалы демократии» как политический аналог «провалов рынка»,

— перспективы человека и общества в контексте развития техносферы,

— проблема смерти и бессмертия в контексте мирового технологического развития.

2. Формирование сообщества политиков, философов, деловых людей и общественных деятелей, позиционирующих себя в качестве субъектов мировой консервативной идеи – консерватизма будущего.