16 сентября 2015 г. в Просветительском центре Собора Феодоровской иконы Божьей Матери» прошел круглый стол «Ценность свободы в православии и в светском обществе», организованный руководителем Центра онтологических исследований Игорем Евгеньевичем Шуваловым.

Со вступительным словом, перед собравшимися, выступил настоятель собора прот. Александр Сорокин, после чего последовали два пленарных доклада. Христианскому пониманию свободы был посвящен доклад преподавателя СПбГУ, кандидата филологических наук дьякона Владимира Василика, в котором он представил развитие понятия свободы в христианской традиции. По его мнению, свобода является онтологической сущностью человека, которого Бог сотворил свободным. Следовательно, свобода воли самого человека проявляется в стремлении к обожению. Реализацией же концепта свободы в историческом плане являлся Миланский эдикт, утвержденный императором Константином, как пояснил о.Владимир, на основе философского монотеизма.

Второй доклад «Свобода как неотъемлемая характеристика живой материи» был представлен директором АНО «Промбезопасность – Северо-Запад», кандидатом физико-математических наук Никитой Александровичем Соловьевым. Тема доклада раскрывалась не только в терминах квантовой физики, но и основных понятиях святоотеческой мысли и русского богословия.

Преимущественно в рамках гуманитарного знания были представлены краткие выступления эксперта Центра этнорелигиозных исследований Михаила Арсеньевича Кустова, председателя правления Центра содействия развитию образования и науки Андрея Владимировича Болтянского, вице-президента Союза диаспор России Антуана Гургеновича Аракеляна и прихожанина Феодоровского собора Виктора Александровича Головаченко.

Основная мысль всех выступлений сводилась к тому, что восточному христианству свойственно отличное от секулярного понимание свободы как следования учению Христа, где абсолютным выражением идеи свободы является сам Христос. По мнению В.А. Головаченко, свободы воли быть не может, поскольку истинная свобода заключается в послушании и следовании заповедям Христа. Эта же мысль прозвучала и в выступлении М.А. Кустова, который настаивал на апофатическом понимании идеи свободы. В то же время А.Г. Аракелян больше акцентировал внимание на положении этнорелигиозных общин в России, когда важным становится юридическое понимание свободы как следование установленным законодательством для религиозных организаций нормам.

Итог дискуссии подвел Н.А. Соловьев, призвав участников в дальнейшем искать больше точек соприкосновения при обсуждении тех проблем, решение которых должно быть в интересах не только верующих, но также и неверующих членов общества.