Геоинформационные системы (ГИС) в виде навигационных приложений плотно вошли в жизнь простого современного человека с развитием спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС. Однако спектр применения ГИС намного шире чем просто навигационные приложения и карты. Любую информацию можно привязать к географической позиции, которую визуализируют с помощью ГИС. ГИС используются в архитектуре, урбанистике, градостроительстве, геологических изысканиях: во всех тех сферах, где для успешной работы требуется иметь географические данные.

Однако в рамках государственного управления ГИС почти не используют, хотя они помогают повысить эффективность работы с помощью визуализации и компоновки статистических данных и социальных показателей.

Интеграция ГИС в госуправление поможет сложить несколько социальных показателей в рамках одной карты и идентифицировать очаги социальных и управленческих проблем в регионах, получить важные инсайты по интересующим вопросам, нивелировать критические ситуации на ранних этапах. Еще в мае 2017 г. В.Путин утвердил план перехода на российские геоинформационные системы. Однако в реализации такой системы есть две основных проблемы и лежат они в сфере данных.

Во-первых, сегодня большую часть данных не только не визуализируют в привязке к географии, но и не агрегируют в едином центре данных: информацию по отдельности собирают федеральные министерства и агентства. Об обмене информацией на федеральном уровне речи не идет. Отдельные региональные правительства могут использовать данные своих же региональных министерств, но и только. На передовой работы с ГИС данными стоит правительство Москвы, которое собирает и визуализирует в ГИС транспортные, градостроительные и хозяйственные данные. Тем не менее спектр сбора данных правительством Москвы далеко не полон и может быть расширен.

Во-вторых, существующих данных недостаточно для полномасштабной работы на федеральном, а часто и региональном, уровне. Основные массивы данных сегодня собирают федеральные и региональные министерства, федеральные агентства, а также Росстат. Одна часть массивов имеет географическую привязку (на уровне города или региона), другая географической привязки не имеет. Данные по отдельным районам городов или домовладений не собираются, хотя именно они дают широкий потенциал для таргетированного решения проблем. 
Примером успешного таргетирования по домовладениям служит опыт США. Например,массивы данных позволяют визуализировать информацию о голосовании конкретного домовладения на выборах, доходы, места работы жителей домовладения. Такая информация позволяет эффективно управлять электоральными и политическими процессами, следить за динамикой доходов жителей, организовывать работу местного самоуправления.

Хоть эти проблемы и приводят к относительному отставанию России от наилучших практик, но они же являются и преимуществом. Цифровизация структурно меняет подходы к сбору и анализу данных. Старые практики при этом постепенно уходят на второй план.

Массовый сбор больших данных, их анализ и систематизация способны во многом нивелировать указанные выше проблемы, в отношении домовладений и современных крупных производств.
Распространение IIoT сенсоров, индустриального интернета вещей, в корне меняет сбор данных с предприятий, передавая показатели о выбросах и производстве напрямую в контролирующие органы.

Кроме того, в условиях плотного взаимодействии с операторами пользовательских больших данных (телекоммуникационные компании, интернет-корпорации)государственные органы России смогли бы получить неиссякаемый источник данных о базовых показателях и настроениях россиян, анализ которого позволил бы оперативно получать данные о социальных проблемах.

Формирование функционирующей ГИС платформы и единого источника данных для нее потенциально позволит повысить качество государственного управления в России при достаточно низких временных затратах.

Автор: Вячеслав Нечаев, политический аналитик