Для управления государственной машиной и ее составными частями необходимо государственное мышление. А это подразумевает баланс между сиюминутной выгодой и долгосрочными перспективами развития. Экономика нашей страны во многом зависит от состояния нефтяной отрасли. Мне не понаслышке известны проблемы этой сферы, в том числе, ценообразование на нефть и нефтепродукты.

На днях Правительство РФ договорилось с представителями нефтяного бизнеса о продлении сроков заморозки цен на топливо еще на три месяца. Соглашение вводилось в рамках стабилизации топливного рынка. Основная цель, которая преследовалась инициаторами данного соглашения — это снижение отпускной розничной цены для рядовых потребителей: автомобилистов, перевозчиков, сельскохозяйственников. Нефтяные компании обязались не повышать цены на топливо выше цен, установленных Правительством. Кроме того, планируется увеличить поставки топлива на внутренний рынок России на 3 процента по сравнению с показателями прошедшего года.

Однако, цены снизились на мелкий опт, а для граждан, для народа ничего не изменилось, напротив, — многие заметили постепенный рост цен на АЗС в новогодние праздники.

Кроме того, соглашение «ударило» по среднему бизнесу — независимым переработчикам. На фоне снижения цен на мелкий опт и повышения цен на сырье в связи с ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), предприятия терпят убытки. А ведь на каждом из этих предприятий работают по 100-200 человек, – это рабочие места, это благосостояние многих семей плюс вся инфраструктура, которая работает вокруг этих предприятий (автоперевозки, ж/д перевозки, перевалочные базы). Однако никаких мер поддержки независимых переработчиков не предпринимается по ряду причин.

Цены на нефтяное сырье растут, в том числе из-за того, что большое количество нефти и производных продуктов уходит на экспорт. Понижение таможенной пошлины на экспорт нефти на фоне убыточности переработки привело к логичным последствиям — экспортировать сырье выгоднее, чем реализовывать проекты по переработки. В результате мы импортируем, например, финские краски и лаки, полученные из Российского сырья, вместо того, чтобы производить эту продукцию и создавать рабочие места на предприятиях в наших регионах. Наша страна богатейшая по запасам нефти и газа, сам Бог нам велел развивать отрасли, связанные с этим сектором, в частности нефтехимию. Это и настоящее, и будущее. Если осмотреться вокруг, — сколько изделий из пластмасс. А термопластавтоматы, которые производят изделия из пластика, мы закупаем в Китае. Так почему нам самим не развивать станкостроительное направление, с сопутствующем развитием инженерного образования. Для этого нужна политическая воля государственников с мышлением развития на долгие годы вперед, как я писал выше.

Отчасти поэтому Правительством было принято решение о лицензировании экспорта нефти и нефтепродуктов. Лицензии будут выдаваться поставщикам при условии, если компании поставят на внутренний рынок определенный объем нефти и нефтепродуктов.

Однако на сегодняшний день таможенная пошлина – это один из немногих инструментов, когда государство может контролировать экспорт. Такой механизм видится более прозрачным и эффективным.

Сегодня государству необходимо поддерживать средний бизнес, в том числе независимых переработчиков, открывая доступ к рынку финансовых услуг, долгосрочным кредитам. Создавать новые перерабатывающие производства, тем самым развивая регионы России. Стоит рассмотреть и вариант единого налога в виде акциза на тонну добытой нефти, по аналогии с НДПИ, вместо сложной системы акцизов на определенные виды нефтепродуктов, где суммы акцизов начисляются в зависимости от десятка параметров нефтепродукта.


Президент Союза «Национальная инновационная система» Крутов Олег Петрович по вопросу продления соглашения между Правительством РФ и вертикально-интегрированными нефтяными компании о фиксации оптовых цен на топливо в России