Национальные проекты в контексте задач устойчивого развития (слайд 1).Первый вопрос, в рамках описания проблематики, на который необходимо ответить: как национальные проекты увязаны с задачами устойчивого развития? Принципы устойчивого развития достаточно широко проработаны международным сообществом. В России они также были приняты и нашли отражение, в частности, в законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Необходимость комплексного развития основной триады устойчивого развития: социум, экономика, экология, составляет основу для определения направлений развития российского общества, в том числе с точки зрения задач прорывного развития, определенных в Послании Президента Федеральному Собранию в 2018 году. Отметим, что ряд положений Послания основываются именно на принципах устойчивого развития. Реализация данных задач предполагается, в том числе, посредством национальных проектов, что отражено в майском Указе Президента, а также в принятых в октябре 2018 года Основных направлениях деятельности Правительства до 2024 года.
Таким образом, мониторинг устойчивого развития и реализации национальных проектов, с точки зрения постановки задачи, должен отражать, насколько цели, задачи и механизмы национальных проектов не только способствуют задачам прорывного развития, среди которых в том числе, необходимость перехода к новому технологическому укладу, но и не противоречат устойчивому развитию, то есть развитию, при котором не разрушается природная среда и не происходит деградация социума. Поэтому с точки зрения задач мониторинга важно анализировать, как будет обеспечиваться достойное качество жизни, как изменится социальное благополучие граждан, какие новые возможности появятся для реализации человеческого капитала, а также насколько реализуемые решения отвечают задачам ответственного подхода в развитии перед будущими поколениями.
Развитие как ценность и актуальная политическая повестка (Слайд 2). Важным фактором успешной реализации заявленных целей становится формирование ценности развития в общественном восприятии.
Любой политической повестке предшествует общественный запрос. Согласно исследованиям ЦСКП, в 2016 году в обществе сформировался запрос на социальную справедливость, преодоление бедности, борьбу с коррупцией и выбор будущего. Данный запрос нашел отражение в избирательной кампании Президента РФ в 2018 году. Избирательная кампания, особенно по выборам главы государства всегда становится периодом определения образа будущего. В 2018 году общественный запрос соответствовал этому поиску. Целый ряд мероприятий в 2017-2018 году были посвящены обсуждению образа будущего России, определению ценностей-ориентаций. Можно сказать, образ будущего был политической повесткой 2017-2018 годов. Исследования в 2018 году показали, что в целом общественный запрос сохранился, но появилась и некоторая динамика: запрос на выбор будущего трансформировался в запрос на необходимость обеспечения перемен, также появился запрос на участие общества в управлении и определении стратегии развития страны. Таким образом, можно сказать, что политическая повестка 2017-2018 годов в целом реализована: общество сегодня готово к переменам. Обозначенная Президентом серьезная задача по обеспечению технологического рывка сопряжена со значительными трансформациями, как в экономической, так и в социальной сфере, и общество воспринимает необходимость проведения преобразований.
Задача сегодняшнего этапа – формирование актуальной политической повестки. Государственные решения, программы, стратегии чтобы быть успешными, должны обладать публичной ценностью. Это же относится и к национальным проектам. Сегодня прорывное развитие должно стать актуальной политической повесткой, что будет реализацией актуального общественного запроса и позволит сформировать понимание развития как ценности (ценности-отношения) и восприятия обществом развития как необходимости. Стоит отметить, что развитие как ценность в целом достаточно позитивно. Оно определяет направленность общества на продуктивную преобразовательную деятельность. Совместное производство этой ценности является элементом публичной политики и рассматривается как важное условие устойчивого развития общества и обеспечения динамической стабильности политической системы.
Участие социальных сообществ и общественных объединений в реализации национальных проектов (Слайд 3).Определяя политическую повестку как прорывное развитие важным для эффективных изменений, проведения, реализации этих изменений является открытие политического окна возможностей. Зачастую его открытие имеет цикличный характер,например, оно открывается в период выборов, сопровождаемый конкуренцией идей. Но сегодня важно не дожидаясь очередных выборов, провести необходимые перемены, что можно обеспечить через синхронизацию и потоков публичной политики (проблемы, сообщества, политические институты), Их объединение открывает политическое окно возможностей, обеспечивает реализацию и внедрение политических инноваций, к которым в определенной степени можно отнести и национальные проекты, способствует появлению новых альтернативных подходов к решению проблем, открывает возможность для институционализации новых политических акторов. Работа группы «Устойчивое развитие» может быть примером эффективного использования поля публичной политики и возможностей публичной политики для успешной реализации поставленных задач.
Задачи общественного мониторинга национальных проектов (Слайд 4). В соответствии с определенным проблемным полем и необходимыми механизмами публичной политики можно определить следующие задачи мониторинга реализации национальных проектов:формирование актуальной политической повестки прорывного развития; получение уникальной информации о восприятии экспертными и иными сообществами реализации национальных проектов; выявление точек социального напряжения и выработка мер по разрешению конфликтов; выработка альтернативных решений, способствующих успешному достижению поставленных целей развития; выявление и тиражирование лучших практик; объединение общественных сил вокруг задач развития.
Механизмы реализации (Слайд 5). В первую очередь необходимо определить набор комплексных показателей удовлетворенности граждан ходом реализации национальных проектов, с учетом принципов устойчивого развития. Следующая задача — разработка информационной системы мониторинга динамики выбранных показателей. Оценку показателей стоит осуществлять в динамике, учитывая разные стартовые возможности регионов.
Еще одним инструментом могут стать качественные опросы или интервью среди представителей экспертных сообществ. Важно включить в исследование представителей профессионального и околопрофессионального сообщества – представителей профильных общественных организаций, так как именно они способны раскрыть специфику того или иного направления, быть проводниками необходимых изменений. С их же участием будет эффективна и востребована организация и проведение общественных и экспертных площадок в регионах, реализующих запрос на широкое общественное обсуждение и запуск новых идей развития.
Реализация комплекса предлагаемых решений позволит получить как объективную, так и субъективную информацию, что будет способствовать ее верификации, а также оперативно находить новые подходы и необходимые решения, обеспечивая их позитивное общественное восприятие.
Людмила Шувалова, Генеральный директор Центра социально-консервативной политики (ЦСКП)
Выступление на заседании рабочей группы Высшего совета партии «Единая Россия» 11 апреля 2019 года.