7 июня в Санкт-Петербурге на территории Смольного института РАО состоялось учредительное совещание Международного научно-общественного форума «Большая Евразия как пространство устойчивого развития». В ходе совещания было принято решение об учреждении Смольным институтом РАО, Центром социально-консервативной политики, Центром гуманистической экологии и культуры Международного научно-общественного форума «Большая Евразия как пространство устойчивого развития», а также о назначении Иманова Г.М., (академик РАЕН, гранд-доктор философии, профессор, сопредседатель попечительского совета Смольного института РАО), Шувалова И.Е., (президент НП «Центр социально-консервативной политики «Северо-Запад»), Лаковского С.Г. (директор Центра гуманистической экологии и культуры) Сопредседателями оргкомитета форума и Посадского А.В. (профессор Смольного института РАО, эксперт Центра социально-консервативной политики, эксперт Центра гуманистической экологии и культуры) Научным руководителем форума. В этот же день в рамках работы форума по инициативе благотворительного Фонда «Хайат» на территории Смольного института РАО прошел круглый стол «Мир детства в XXI веке: вызовы и угрозы», посвященный Дню защиты детей. В ходе круглого стола ученые и общественные деятели Санкт-Петербурга предложили рассмотреть формирование экологического самосознания детей как источник устойчивого развития Большой Евразии в XXI веке. Ими были проанализированы факторы, содействующие разрушению миру детства и средства противодействия им.
С приветственным словом выступил инициатор проведения мероприятия Президент Фонда «Хайат» Вакид Шаалан-Анохин. Он рассказал о работе Фонда в России и международном пространстве, а также о страшной угрозе, затронувшей мир детства – эпидемии торговли детьми, похищения детей для продажи органов. Корни этой эпидемии в духовном кризисе, в распространении вульгарного материализма как мировоззрения, забвении традиционных духовных ценностей. Представители Фонда планируют в ближайшее время выйти в международное пространство с серией законодательных инициатив, направленных на противодействие обозначенной угрозе.
В своем выступлении Гейдар Мамедович Иманов (академик РАЕН, гранд-доктор философии, профессор, сопредседатель попечительского совета Смольного института РАО) отметил, что площадка Смольного института для проведения круглого стола была выбрана отнюдь не случайно. Школой академика А.И.Субетто, имеющей своим центром Смольный институт РАО, была разработана концепция ноосферного евразийского образования и воспитания как основы формирования экологического самосознания детей и как фактора устойчивого развития народов Евразийского мира. Эта концепция нашла отражение в многотомной коллективной монографии российских ученых. Г.М.Иманов указал на важность раскрытия консолидирующего потенциала ноосферной идеи для всего евразийского пространства. Он процитировал выступление В.В. Путина на Деловом Саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (ноябрь 2000 г.) : «Еще наш соотечественник Владимир Вернадский в начале двадцатого века создал учение об объединяющем человечество пространстве – ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природы, общества, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития». Г.М.Иманов рассказал о многолетней работе научного сообщества Смольного института, направленной на разработку концепции устойчивого развития Евразийского пространства исходя из идей Владимира Вернадского. Речь идет о создании целостной ноосферной концепции устойчивого развития Евразийского континента.
Виктор Васильевич Семикин (проректор по научной работе Смольного института РАО, профессор Смольного института РАО, доктор психологических наук) в своем фундаментальном докладе аргументированно раскрыл тезис о формировании мира детства как источнике устойчивого развития. Известный ученый отметил, что во многом именно от нас зависит какую планету мы оставим детям и как они будут участвовать в ее хозяйственном преобразовании, будет ли это творческое преображение Земли или ее разрушение. Чтобы предотвратить экологическую катастрофу высшим регулятором общественной жизни должен стать нравственный закон и высокая духовная культура, раскрывающая меру человеческого в человеке. Необходимо воспитание духовно здорового поколения, поколения с экологическим самосознанием – осознающего необходимость творческого сбережения культурного и природного наследия. Им было рассмотрено содержание понятия «экологическое самосознание», проанализированы философско-мировоззренческие и психолого-педагогические основания формирования экологического самосознания у детей, освещены проблемы, связанные с разработкой современных научно-методических рекомендаций его формирования. В.В.Семикин выразил уверенность в том, что формирование экологического самосознания ведет к появлению ноосферного человека – человека, способного дать творческие ответы на вызовы современности. При этом ноосферный человек есть человек исторический, сохранивший преемственность культурно-исторического развития, бережно хранящий традиции и природу, обладающий глубокой исторической памятью. На его взгляд, устойчивое развитие связано с сопричастием к миру духовных ценностей как обладающих особой устойчивостью.
С позиции Александра Владимировича Посадского (эксперт Центра Гуманистической экологии и Культуры, профессор Смольного института РАО), устойчивое развитие Большой Евразии осуществимо, когда Культурная Евразия, Евразия ценностей и традиций, определяет сложение Евразии Экономической. В духовных традициях народов Евразийского континента заложены экологические, гуманистические и традиционные ценности. Учение о ноосфере, предполагающее гармоническое сочетание экологических, гуманистических и традиционных ценностей, органично для народов и стран Евразийского мира. Оно отражает ценностное пространство Российско-Евразийской цивилизации и может стать основанием устойчивого развития Большой Евразии.
Андрей Степанович Валявский (доктор философии, академик МАИСУ, участник многочисленных телевизионных передач, ведущий многоуровневых семинаров по этической педагогике для детей, учителей и родителей, ведущий тренингов по культуре общения, мышления и самоуправления, автор книг «Этическая педагогика», «Оздоравливающе учебные игры», «Как понять ребенка», «Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей», автор головоломки «Золотое сечение», имеет учеников и последователей во всем мире) рассказал о разработанной им концепции этической педагогики и путях ее практического воплощения. Он особо подчеркнул, что сегодня человек представляет опасность для самого себя. Тотальная роботизация жизни, распространение псевдоценностей общества потребления выступает угрозой миру детства в XXI веке. Противостоять этим деструктивным и ведущим к дестабилизации общественной жизни процессам возможно на путях вочеловечения человека, приобщения к высокой духовной культуре родителей. Известный ученый рассказал о позитивном опыте противодействия компьютерной наркомании с помощью оздоравливающих учебных игр.
Игорь Евгеньевич Шувалов (президент НП «Центр социально-консервативной политики «Северо-Запад») отметил, что человеческая история помимо устойчивых периодов развития знает периоды регресса. Говоря об устойчивом развитии, он провел аналогию с духовной жизнью. В православии есть учение о непадательном состоянии, когда человек достиг устойчивого духовного роста и в силу этого может избегать нравственных падений. Им была отмечена важность исследования темы «учение о ноосфере и религия», а также значимость комплексного подхода, концепции сбалансированности развития, элементов научного прогнозирования и предвидения, когда речь идет об устойчивом развитии.
Ольга Петровна Резункова (начальник управления по научной работе Смольного института РАО, кандидат биологических наук, доктор науки и техники в области «Информационная физика», академик ПАНИ и РАЕН, доктор философии) рассказала о многолетней работе возглавляемого ей Центра, направленной на поддержание устойчивости семьи в современной городской среде, имеющего целью развитие семейных ценностей в России на основании ее многообразных культурных традиций. Она отметила, что ключ к формированию экологического самосознания детей лежит в формировании экологического самосознания родителей. О.П. Резункова указала на неразрывную связь формирования экологического и культурного самосознания, подчеркнула важность раскрытия потенциала культурных традиций Евразии в процессе формирования экологического самосознания детей. Ей были описаны базовые угрозы, которые несет процесс урбанизации семейным ценностям, а также пути противодействия этим угрозам.
С позиции Михаила Павловича Барболина (кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарно-художественного образования Смольного института РАО) формирование экологического самосознания предполагает обращение к сущности человека, поворот к его глубинной природе. Развитие экологического мировоззрения и мироощущения детей будет содействовать формированию устойчивого человека – человека, полагающего целью свой деятельности осознанное творчество в гармонии с природой и другими людьми. Это и есть путь образования ноосферы – пространства осознанного творчества человечества, гармонично продолжающего линии развития природного мира.
На взгляд, Валентина Александровича Добрынина (заместитель руководителя ЦСКП Северо-Запад) необходимо донести до детей стратегическое послание: потребление есть средство, а не цель жизни. Для этого надо достучаться до их сердец. Восприятие этого послания подрастающим поколением будет определять контуры устойчивого развития мира в XXI веке.