Именно поэтому во многих регионах понадобилась «расчистка завалов» и преодоление инерции. Понадобились новые методы политической экономии и экономической политики. Можно уверенно утверждать, что отставка М.Рахимова с поста главы республики, как и череда аналогичных «губернаторских» отставок, стала не столько символом ухода предыдущего поколения политической элиты, сколько символом отказа от прежней стратегии экономического развития регионов.
Сто дней после Указа
Прошло сто дней с момента смены власти в Республике Башкортостан. Самый общий итог заключается в том, что новому динамичному и компетентному главе республики приходится преодолевать инерцию бюрократии, предпочитающей формальные мероприятия и торжественные собрания реальным делам. В общем контексте не выглядит случайным тот факт, что новым президентом Башкирии стал человек с опытом работы в системе МЧС и антикризисного менеджмента.
При подведении промежуточных итогов не только я, но и большинство экспертов склонны одобрить выбранные Рустэмом Хамитовым приоритеты первого этапа. Во-первых, налажен прямой и откровенный диалог с гражданами республики. Во-вторых, что не менее важно, региональная элита поддерживается в рабочем тонусе, в том числе – за счет личного примера нового президента.
И самое главное – сделаны практические шаги по выработке региональной стратегии экономического развития, без которой оптимизм населения и работоспособность элиты останутся невостребованными. В актив президента Рустэма Хамитова уже можно занести создание по итогам визита в Уфу председателя Счетной Палаты РФ С.Степашина совместной рабочей группы по экономической стратегии. Кстати, это прецедент расширенного содействия региону со стороны наиболее авторитетного центра финансово-экономической экспертизы в России.
На данном этапе нужно обсуждать не частности или тактику, а вопросы общей стратегии экономического развития. Хорошо, что эти вопросы уже поставлены новым руководством республики.
В поисках экономических локомотивов
Ни для кого не является секретом то обстоятельство, что раньше ставка делалась только на нефтехимический комплекс. За счет его роста дотировались как отдельные социальные программы, так и целые отрасли региональной экономики.
Нефтедобыча, нефтепереработка и нефтехимия составляет половину регионального промышленного продукта. Поэтому инерция обманчивого сырьевого благополучия завела подсевшую на «нефтяную иглу» политическую элиту Башкортостана, в ловушку почивания на лаврах. В результате происходила частичная деградация прочих секторов экономики, на которые когда-то можно было опереться в случае ухудшения внешней конъюнктуры.
Из-за последствий мирового финансового кризиса «сырьевая» стратегия не может более служить надежной ресурсной основой для дальнейшей модернизации. И сегодня остро стоит вопрос: есть ли у Башкирии «ключ к успеху»? Где может находиться сильное звено, которое позволит вытянуть на новый уровень всю цепь экономики?
Расширение добычи нефти и газа проблематично – старые месторождения требуют инвестиций в новейшие технологии, а нефтепереработка и нефтехимия конкурируют с аналогичными отраслями других регионов Поволжья и Прикамья.
Правда, имея под боком крупнейшие промышленные области и мегаполисы, республика является одним из лидеров аграрного производства. Но развитие АПК сдерживается целым рядом факторов, прежде всего – неразвитостью региональной инфраструктуры.
То же самое и с природным потенциалом Башкирии – он как будто создан для туризма и рекреации, развития экологических и оздоравливающих технологий. Но по-настоящему богатый клиент находится далековато и не будет массовым, а средний класс из соседних мегаполисов нужно привлекать развитыми сервисом и логистикой. Создание этой инфраструктуры сознательно тормозилось чиновниками прошлого регионального правительства. Но сегодня процесс, наконец, сдвинулся с мертвой точки.
Какую бы отрасль башкирской экономики мы не взяли, положительные стороны уравновешиваются весомыми недостатками. То есть средняя общая конкурентоспособность не позволяет сделать из какой-либо отрасли тот локомотив, который помог бы вытащить на новый уровень всю экономику.
Ключевые стратегические ресурсы
Можно назвать два первоочередных источника инвестиционных ресурсов, с которыми можно и нужно начинать работать уже сейчас. Во-первых, это спрос региональных элит и среднего класса на качественные товары потребления и инвестиционные материалы, такие как мебель, оборудование, отделочные материалы и так далее.
Второй источник – инвестиционные программы торговых сетей и логистических компаний. Достаточно внимательно взглянуть на карту России, чтобы понять преимущества географического положении республики.
Уфа находится на пересечении автомагистрали М5 (Е30) с водными путями и железными дорогами. Стык Поволжья и Урала — речная система Волги, Камы и их притоков, близость крупнейших торгово-промышленных центров. Из тринадцати российских городов-миллионников шесть мегаполисов, включая Уфу, расположились на берегах рек Приволжского федерального округа. Башкирия исторически входит в великий экономический район промышленного Урала. Мало того, она находится в самом центре автодорожного пути из Владивостока в Москву и Питер. А ведь есть железнодорожный Транссиб, проходящий немного севернее, или прокладываемый немного южнее транзитный коридор от восточной границы ЕС к западной границе Китая. Относительно недалеко находится глобальный транспортный коридор «Север-Юг» от Балтики к Каспию.
Таким образом, Уфа является центром коммуникации в межрегиональном масштабе, между мегаполисами двух экономических районов, хотя и не имеет такого значения в масштабах страны и международного рынка. Этот фактор является решающим при размещении крупных производств, рассчитанных на массового потребителя или крупнотоннажную продукцию. Его легко проследить на экономической карте региона: практически во всех соседних регионах есть крупные автозаводы и авиазаводы, а в Башкирии – дополняющие производства двигателей, агрегатов или малосерийной техники.
Соответственно, региональная экономическая стратегия направлена на изменение направлений или мощности существующих финансовых, торговых, технологических, информационных, миграционных потоков, так чтобы они оживили сформированные на территории региона «точки роста» и наполняли потенциально прибыльные экономические ниши.
Наиболее сложным для реализации и в то же время самым эффективным средством стратегического влияния на экономику является налоговая политика. Правда, на данный момент региональные власти сильно ограничены в маневре в этой части, поскольку приоритет имеют федеральные цели и задачи в экономике.
Но есть, например, возможность несколько снизить региональную долю налога на прибыль. Какие-то из среднеразвитых регионов пользуется этим рычагом, чтобы переманить в свою юрисдикцию предприятия из соседних регионов. Этот маневр при необходимости парируется перераспределением федеральных трансфертов, но, тем не менее, этот путь существует.
Также одним из главных инструментов для стимулирования роста экономики был и остается бюджет. Будущая стратегия должна опираться на глубокий анализ состояния источников бюджета и его расходования в прошлые годы.
Наведение элементарного порядка в бюджетных расходах, исключение непрозрачных и необоснованных статей – это лишь первый шаг к созданию инструмента для будущей стратегии. Главное при анализе бюджета – найти резервы для стратегического маневра, обеспечивающего переход в новое качество развития.
Приучить местные общины или дотационные отрасли к хронической бюджетной поддержке – легко. Гораздо сложнее найти «точки роста», где целевое вложение бюджетных средств обеспечит рост доходов предприятий, населения, муниципалитетов – и приведет к снижению нагрузки на бюджет, формированию больших возможностей для маневра.
Существенной особенностью экономики Башкирии является ее исключительная межотраслевая сбалансированность и, как следствие, высокий потенциал межрегиональной кооперации.
Не менее важным преимуществом является высокий демографический и культурный потенциал. Республика имеет, наряду с избыточным сельским населением, крупные промышленные центры с квалифицированными кадрами и высокий научно-образовательный потенциал.
Стратегический инструментарий руководства республики
Объективный анализ экономической ситуации показывает, что быстро перераспределить в свою пользу существующие экономические потоки в рамках индустриальной системы массового производства очень трудно.
Тем не менее, само наличие в регионах Поволжья и Урала таких массовых производств, требующих модернизации и диверсификации, создает потенциальные «точки роста», связанные с постепенным переходом от индустриальной модели массового производства к экономической модели, ориентированной на индивидуальные потребности потребителей.
Сегодня перспективные клиенто-ориентированные сегменты массового рынка работают лишь на основе импорта, что ограничивает развитие рынков в российских условиях. Так что объективно существует перспективная ниша поставщика новых опций для машиностроителей в соседних регионах.
Другая ниша – производство и сборка сложных агрегатов для крупнотоннажного машиностроения в энергетике. Такой стиль вхождения в клиенто-ориентированную экономику является более надежным, чем попытка выйти на массовый рынок без раскрученного бренда.
Инструментом управления в этом случае является гарантированная государственная поддержка работы местного бизнеса по подготовке инвестиционных площадок, по утверждению инвестиционных проектов, а также личные встречи с представителями крупных инвесторов.
Экономические инструменты должны быть подкреплены политическими. Например, представляется оправданным повторить в масштабах республики федеральный опыт формирования административных округов, институтов представителей президента. Очевидным плюсом такого подхода является снятие прежней ангажированности со стороны ушедшего руководства республики, а также появление системы постоянного контроля деятельности районных и городских администраций.
Республиканский аналог федерального Госсовета и его президиума для обсуждения путей реализации экономической стратеги мог бы включать не только глав городов и районов, но и представителей бизнес-сообщества основных отраслей.
Что же касается экономического развития соответствующих субрегионов, то институт полпредов мог бы стать центром притяжения для менеджеров, организующих внутрирегиональную кооперацию, для продвижения инновационных экономических решений на уровень ниже регионального. Ведь ни для кого не секрет, что главам муниципальных образований с их перегруженностью социальными проблемами, совсем не до передовых экономических технологий.
Формирование регионального бренда
Формирование символизирующего высокое качество и инновационность регионального бренда «Сделано в Башкирии» является одновременно и одной из важнейших целей экономической стратегии, и ее инструментом.
И это требует создания под эгидой республиканской власти развитой инновационной системы, обслуживающей клиенто-ориентированное производство, где инновационность, постоянное обновление возможностей и расширение выбора для потребителей является основой для общего зонтичного бренда.
Не менее важными составляющими бренда «башкирского качества» должны стать система защиты интеллектуальной собственности, не препятствующая развитию кооперации и целенаправленная политика поддержки малого и среднего бизнеса.
Немалую пользу могло бы оказать при формировании бренда региона учреждение специализированного международного форума, посвященного инновациям и венчурным инвестициям в промышленный дизайн и инновационные опции. В свою очередь форум, собирающий наиболее развитую часть мировой предпринимательской и научно-технической элиты, позволил распространить бренд «башкирского качества» на сферу спортивного, экологического и оздоровительного туризма.
В контексте создания экономического бренда региона весьма перспективной выглядит также концепция создания многопрофильных структур как варианта государственно-частного партнерства. Например, влияние государства через госпакеты акций предприятий различных отраслей экономики (телекоммуникации, нефтегазовая сфера, нефтехимическая, пищевая промышленность, сельское хозяйство и других) могло бы конвертироваться в создание межотраслевого холдинга.
Акции или облигации региональной холдинговой компании, владеющей внесенными в нее региональными активами, могут дать возможность увеличения акционерного капитала, привлечения долгосрочных и дешевых кредитных ресурсов, привлечения капитала для начального финансирования новых проектов, а также – повышения общей инвестиционной привлекательности региона и снижения уровня рисков для инвесторов.
По сути, речь может идти о создании некоей «корпорации Башкортостан» с четко установленными KPI для любого менеджера – как госчиновника, так и руководителя предприятия с государственным участием.
В свете последних экономических новаций, а именно – планов Минфина РФ по проведению масштабной приватизации в регионах страны (с тем, чтобы изыскать средства на инфраструктурную перестройку не в федеральном, а в региональных бюджетах), создание региональных акционерных холдингов с целью последующего отчуждения части акций в результате первичного публичного предложения (IPO) представляется гораздо более выгодным по сравнению с привычной нам практикой. Хотя бы потому, что такая форма приватизации сама по себе стимулирует не снижение стоимости активов перед распродажей, а наоборот предполагает повышение общей капитализации.
Проще говоря, приватизация через создание частно-государственных партнерств и проектов более выгодна, чем простая распродажа госсобственности. Причем рост капитализации будет идти, в том числе, и за счет более активного использования региональных ресурсов и широкого вовлечения малого и среднего бизнеса.
Комфортная бизнес-среда
В целом в России еще многое предстоит сделать, чтобы предприниматели и инвесторы убедились, что бизнес в России может чувствовать себя в безопасности. Для этого необходимо, чтобы правоохранительная система защищала, а бюрократия содействовала, а не тормозила развитие бизнеса, чтобы общество и государство с уважением относились к тем, кто создает добавленную стоимость и наполняет бюджеты.
В течение последнего года федеральные власти неоднократно принимали меры по созданию благоприятных условий для развития частного бизнеса, в том числе продвигая гуманизацию и модернизацию правоприменительной практики.
Также как в Сочи или в Приморье необходимым рычагом, позволяющим конвертировать объективные преимущества региона в рост инновационной экономики, должен стать крупный проект федерального значения. Для Башкирии таким рычагом может стать пилотный проект модернизации всей системы управления и правоприменения, имеющий целью повысить безопасность ведения бизнеса любого уровня и масштаба.
Новый политический стиль руководства республики должен найти новую надежную опору не только среди молодежи, прежде всего в деловом сообществе и среди профессионалов – выходцев из Башкирии, работающих в Москве, в других регионах, за рубежом.
Башкортостан может и должен стать регионом, где условия ведения бизнеса будут максимально комфортными. Ускоренное развитие малого и среднего бизнеса – это не только перспектива наполнения муниципальных бюджетов, снижение дотационной нагрузки на региональный бюджет, но и формирование среднего класса, то есть рост внутреннего рынка для продукции, выпускаемой под брендом башкирского качества. Само формирование в деловой прессе регионального бренда возможно только путем опережающего развития новой системы управления экономикой на инновационных началах.
Комфортность для бизнеса определяется не только в сфере права и экономики, но и в сфере общественного мнения. Своего рода «социально-значимыми маркерами» являются любые решения, связанные с формализацией взаимоотношений государства и бизнеса – от круглых столов и конференций с участием первых лиц региональной политической элиты, до создания специальных государственных учреждений и ведомств, в компетенцию которых входит выстраивание коммуникаций с бизнес-сообществом.
Улучшение делового климата укрепит в желании инвестировать в экономику республики уже присутствующие крупные компании, такие как АФК «Система», УГМК, «Башхимия», «Газпром», привлечет новых крупных игроков. Так, одной из самых позитивных новостей за сто дней работы президента Р.Хамитова является приход в республику крупнейшей энергетической компании «Русгидро» с серьезными инвестиционными проектами. Есть перспектива создания современного производства и на башкирской площадке «Росатома». Эту готовность крупного бизнеса инвестировать в регион нужно поддержать и закрепить.
На недавней встрече Р.Хамитова с депутатами Государственной Думы, избранными от Башкирии, шла речь о срочной необходимости привлечения инвестиций в Башкирию. Серьезная озабоченность главы республики вполне оправдана: необходимо, чтобы усилия региональной власти и всех представителей республики на федеральном уровне были скоординированы, обеспечены экспертной и информационной поддержкой. Для этого недостаточно возможностей одного лишь представительства республики в Москве, нужно искать более динамичные формы работы с инвесторами.
Результатом может быть не только создание новых рабочих мест и рост торговых оборотов, но и серьезное повышение инвестиционной активности предпринимателей и шире – всего среднего класса. При этом речь идет не только о жилищном строительстве или ремонте, но о направлении в деловые инвестиции значительной части средств, расходуемых на поддержание статусного уровня потребления.
Разумеется, вышеизложенное – это лишь концепция экономической стратегии, требующая более детальной проработки. Но я уверен, что идея проекта инновационной модернизации всей системы управления в крупном регионе получит поддержку и в «Единой России», и в деловом сообществе России, и на уровне международных инвесторов.
Андрей Назаров, Депутат Государственной Думы от Республики Башкортостан.