Стоит поговорить сейчас не только о том, какие проблемы существуют в нынешней, в первую очередь, финансовой системе страны, но и о том, какие есть ресурсы, внутренние ресурсы регионов для того, чтобы самостоятельно улучшить свое положение в той огромной борьбе за ресурсы, которую ведут и страны между собой, и, конечно, регионы.

<…>

Какие сейчас важнейшие задачи, как мне кажется, стоят перед регионами для того, чтобы создать именно базу для дальнейшего успешного привлечения к себе того или иного рода ресурсов? Не только финансовых, но, в первую очередь, трудовых?

Есть, на мой взгляд, две вещи, которые сейчас являются крайне важными. Это условия жизни, ежедневной жизни, и, я бы сказал, нечто вполне такое лежащее в духовной сфере, чем нужно гордиться, живя в том или ином месте.

Вот смотрите, что происходит сейчас с первой частью, с условиями жизни. Ну, понятно, что человек не захочет жить в том или ином месте, где у него нет перспектив нормального получения образования детей. Значит, соответственно, борьба за наличие хорошего, хотя бы одного учебного заведения для детей очень важна. И кто-то думает, что успехи есть только в Москве. Например, в городе Кирове существует школа, из которой произошло уже несколько победителей международных олимпиад по естественным предметам. Таких школ не только в Москве, но и во многих других городах довольно много. Есть фантастические центры, которые у всех на слуху, — «Сириус», например, но это связано, в том числе, с тем, что дети выезжают на какое-то время из того места, где они живут с родителями. Но есть и те места, где люди могут дать хорошее образование детям.

Это, понятно, здравоохранение. С этим не всегда хорошо, как мы знаем, во многих случаях просто плохо, и в случае, если есть хотя бы одна точка, где можно получить серьезное, широкого профиля, достойное хотя бы, условно говоря, здравоохранение, связанное со срочными ситуациями (потому что на плановые вещи можно куда-то уезжать), то, конечно, конкурентоспособность регионов сильно увеличится.

Есть уже фантастические результаты, и не только в Москве, по общественным зонам. В свое время первым, фактически, кто стал об этом говорить, был покойный Вячеслав Глазычев, много лет возглавлявший в Общественной палате, соответствующую Комиссию, выдающийся урбанист. И понятно, что тут больше всего хочется говорить о Москве, но ведь есть и не только Москва. Посмотрите на Воронеж – фантастическая программа, которая дала свои результаты!

Культурная среда. На мой взгляд… Я состою в Академии художеств по отделению «история искусства и искусствознание» и сам являюсь коллекционером… Коллеги, выставочная деятельность в Москве сейчас, на мой взгляд, вывела ее на первое-второе место в мире вместе с Нью-Йорком и по количеству продаваемых билетов, и по отзыву профессиональных журналов. Мы обогнали Лондон. Это фантастика. Мало кто это замечает, но, тем не менее, это так, это не артикулировано. Другое дело, что, может быть, это не всегда связано с деятельностью федеральных органов власти, но это случилось. Это просто фантастика.

Ну, в том же Воронеже привели в порядок один театр, построили новый другой. Много других мест, которые стали действительно лидерами такой вот культурной жизни. И это тоже позволяет этим регионам, в которых имеются вот эти предпосылки образования, здравоохранения и условий для ежедневной жизни, — быть успешными в конкуренции за ресурсы.

И, наконец, как мне кажется, для того, чтобы человек, принимая решение, оставаться ли где-то жить для дальнейшей работы, особенно высококвалифицированный человек, который может получать большие зарплаты и, соответственно, создавать очень большую прибавочную стоимость своей деятельностью, которого ждут во многих регионах и во многих странах, что немаловажно, какой еще вот… что еще должно быть для него условием, чтобы остаться или, наоборот, приехать куда-то? Он не поедет в неизвестные для него места, он не поедет в неизвестность, потому что у него, как правило, есть дети, а возможно, что он собирается только создать семью, и ему нужен, соответственно, какой-то социальный круг, из которого он выберет себе партнера, ну, и так далее…

Для этого нужна известность. И это, конечно, программа брендирования. Причем, не только внешнего брендирования, как сейчас многие сужают это понимание до картинок или, например, брендирования в туристических целях, что тоже очень важно, но брендирования в широком смысле этого слова.

Я не буду сейчас рассказывать подробно о том, каким образом это было сделано и на каких научных основах подобного рода очень успешные программы были проведены в других странах, но могу Вам доложить о результатах. Даже, казалось бы, в столь успешных некоторых скандинавских странах в смысле привлечения к себе и туристического потока, и потока высококвалифицированной рабочей силы, после затрат очень невысокого уровня на брендирование, например, даже туристический поток в течение двух лет вырос на 7% по сравнению с тем, что они предполагали (до этого могло вырасти чуть меньше, чем на 1%).

Фантастическая история с Барселоной, которая всем хорошо известна. Невероятная история, связанная с созданием новых музейных центров в городах, которые раньше не обладали таковыми и которые стали центрами не только туризма, но и образования, промышленности, транспортной связи – того, о чем раньше они не могли даже себе помыслить.

Мне кажется, что вот такая программа по глубокому брендированию, эшелонированному брендированию у макрорегионов, к каковым обычно относятся субъекты Федерации и, может быть, каких-то исторических кластеров, может привести к серьезным последствиям.

У нас, к сожалению, был очень неудачный пример, хорошо известный… Буду сейчас говорить, даже такие далекие от острой политической жизни журналы, как «Огонек», писали в течение последних месяцев огромные статьи на эту тему, — когда в городе произошел уже третий референдум в течение последних 30 лет и новое, данное в 20-е годы, название победило, несмотря на то, что старое название, которое предполагалось вернуть в город, могло бы стать чем-то привлекающим хотя бы туристический поток… Мы говорим уже о чем-то другом.

С чем это связано? Это, конечно, связано с тем, что наше население не всегда понимает ценность этого, не понимает, зачем это нужно, не понимает цели, зачем это нужно делать. При этом, конечно, есть общее недоверие к тому, что, как часто у нас бывает, региональные и местные власти, к сожалению, делают какие-то вещи для создания искусственного бюджета, который, естественно, можно было бы пустить на что-то более разумное. Когда люди не понимают, зачем это нужно, они не понимают, зачем нужно тратить их общественные деньги.

Мне кажется, что создание большой проработанной системы регионального брендирования может быть сначала на нескольких очень разных, что очень важно, по культурному и промышленному развитию и по географическому положению регионах, а впоследствии распространение этой программы на все регионы было бы очень полезным и правильным для создания именно вот этой базы по дальнейшему успешному конкурированию в борьбе за ресурсы – и финансовые, и трудовые, и многие другие.

Андрей Хазин, Председатель общественного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»

Секция «Как нам обустроить Россию? Драйверы территориального развития» форума в Общественной палате 28 июня