31 августа 2022 года, в канун Дня знаний, при информационной и организационной поддержке РИА ФАН и Центра социально-консервативной политики, состоялось заседание Гражданского экспертного клуба на тему «Какая школа нужна России?»
Почему чиновники и граждане по-разному понимают выражение «содержание образовательного процесса»? Каковы направления совершенствования документов стратегического планирования в сфере образования? Каковы перспективы развития федеральных образовательных стандартов и образовательных программ? Какими представляются перспективы развития общественного контроля в сфере образования?
Эти и иные вопросы обсудили участники очередного заседания Гражданского экспертного клуба, среди которых: Олег Агапов, доктор философских наук, профессор, директор НИИ социальной философии Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова; Павел Герасимов, философ, библеист; Андрей Курбатов, кандидат технических наук, академик Международной академии общественных наук, потомственный педагог — принадлежит династии учителей со времен Петра I; Олег Новиков, кандидат исторических наук, старший преподаватель Департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ; Александр Торшин, заслуженный юрист Российской Федерации; Михаил Смирнов, философ, член редакционной коллегии журнала “Свободная мысль”; Виктория Чайка, кандидат юридических наук, общественный деятель; Александр Шатилов, кандидат политических наук, профессор, декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ; Анатолий Широков, сенатор Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор.
Модерировал дискуссию эксперт ЦСКП Сергей Волобуев, философ, координатор интеллектуальной платформы «Гражданский экзамен» и Гражданского экспертного клуба.
В ходе дискуссии заслуженный юрист Российской Федерации Александр Торшин обратил внимание на несоответствие сегодняшнего восприятия государственных образовательных стандартов их высокому статусу, обозначенному в Конституции. Правовед напомнил, что 43 статья Конституции не только утверждает право каждого на образование и обязательность основного общего образования. В этой же статье указано, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. В данной связи Александр Торшин выдвинул предложение изменить порядок формирования и утверждения образовательных стандартов. По его мнению, стандарт обязательного общего образования должен проходить широкое общественное обсуждение и приниматься законом Российской Федерации. Иные стандарты, ввиду их многочисленности и специфичности, могли бы утверждаться профильными министерствами, но после обязательного общественного обсуждения и защиты в комитетах парламента.
Сенатор Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор Анатолий Широков особо отметил потенциальную миссию российских учителей в цивилизационном конфликте России и Запада. Сенатор отметил, что специфика исторического периода, в котором живут нынешние поколения российских граждан, имеет цивилизационный, ценностный, культурный характер. «В данной связи, вспоминая известный афоризм Бисмарка, хотелось бы, чтобы в этом смысловом цивилизационном конфликте с коллективным и организованным Западом победу одержал российский учитель», — сказал Анатолий Широков. Однако для этого, по мнению политика и ученого, необходимо заниматься не только воспитанием школьников и студентов, важно привести в соответствие с цивилизационными задачами нашего времени мировоззрение и ценности школьных и вузовских педагогов.
По итогам дискуссии ее участники, — ученые, политики, философы, гражданские активисты, — высказали комплекс системных предложений по развитию системы образования в Российской Федерации. Некоторые из этих предложений уже в ближайшее время станут основой для парламентских запросов в федеральные органы исполнительной власти, а также законодательных инициатив в области образования.
Гражданский экспертный клуб — новый российский интеллектуальный проект, созданный при поддержке РИА ФАН. Повестку работы клуба составляют вопросы безопасности и стратегического развития страны, культурной, научной и образовательной политики.