О четырех приоритетах нового Правительства
[1] …прежде всего, создание условий для полноценного развития человека за счёт подъёма образования, здравоохранения, науки, культуры и эффективной социальной политики.
[2] … переход экономики на инновационный путь.
[3] … развитие инфраструктуры: транспортной, жилищной, коммунальной, энергетической, социальной, финансовой и информационной.
[4] … совершенствование работы государственных и общественных структур: речь идет и о Правительстве, и о министерствах и ведомствах, о региональных властях, местном самоуправлении и некоммерческих организациях.
Очевидно, что все эти направления тесно между собой взаимосвязаны. Они не могут развиваться в отрыве друг от друга. И для того чтобы обеспечить согласованное, одновременное движение к поставленным целям, необходима высокопрофессиональная ответственная деятельность Правительства. Этого я и намерен добиваться.
 
О качестве жизни
Именно благополучие человека, создание условий для достойной жизни людей будет главной, определяющей задачей Правительства.
Мы … способны и должны в течение ближайших 10–15 лет войти в число стран-лидеров по ключевым показателям качества жизни граждан, таким как уровень доходов и социального обеспечения, качество образования и здравоохранения, продолжительность жизни, экологическое благополучие и обеспеченность жильем.
… мы продолжим активную работу, нацеленную на общий рост доходов в стране, на улучшение системы пенсионного обеспечения.
— борьба с бедностью:
Правительство совместно с региональными властями и профсоюзами  разработают до конца года конкретный план борьбы с бедностью – разумеется, с привлечением депутатского корпуса, учитывая при этом (как записано в трёхстороннем соглашении) возможности отдельных регионов России и интересы отдельных отраслей экономики.
Считаю, что в самое ближайшее время нам надо принять важнейшее … для экономики, для социальной сферы решение, по которому уже не первый год идут жаркие дискуссии и откладывать которое больше невозможно, да и не нужно. Известна договорённость партии «Единая Россия» с Федерацией профсоюзов о необходимости того, чтобы минимальный размер оплаты труда был на уровне не ниже прожиточного минимума. … считаю необходимым уже в весеннюю сессию исполнить взятые на себя обязательства – принять закон, по которому с 1 января 2009 года минимальная заработная плата в нашей стране должна быть установлена на уровне 4330 рублей (это фактически прожиточный минимум, сложившийся в стране на IV квартал 2007 года и утвержденный, просчитанный на момент принятия законодательного решения).
В планах на последующие годы должна быть предусмотрена индексация минимального размера оплаты труда с превышением прогнозируемого размера инфляции.
… чтобы эффективно бороться с бедностью … нужны и другие меры. И, по мнению экспертов, и по опыту других стран, эти меры могут быть и более адресными, и более результативными.
— пенсионная система:
Необходимо создать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу. Следует существенно повысить реальный размер трудовой пенсии, при этом в опережающем порядке должны быть увеличены доходы пенсионеров старших возрастов…
Устанавливая уровень минимальной пенсии, нам больше нельзя ориентироваться на некий «средний уровень». Надо добиться того, чтобы доходы пенсионера (с учётом пенсии и других видов социальной помощи) были бы не ниже прожиточного минимума, который реально сложился в регионе проживания. Здесь основную роль должны сыграть адресные доплаты и другие меры социальной поддержки, устанавливаемые на уровне субъектов Федерации, и, разумеется, при финансовой поддержке со стороны федерального бюджета.
Для работающих граждан надо шире внедрять программу добровольного софинансирования пенсионных накоплений. Уже принят Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке пенсионных накоплений» – хочу вас за это поблагодарить, – все расходные обязательства по которому, по этому закону должны быть безусловно учтены при формировании федерального бюджета начиная с 2010 года.
— новые системы оплаты труда:
Для того чтобы обеспечить работу бюджетной сферы в новых условиях, должен быть повсеместно осуществлен переход на новые системы оплаты труда. Все необходимые для этого расходы должны быть учтены в бюджете. … если мы хотим, а мы должны перейти на новую систему оплаты труда и хотим это сделать безболезненно для людей – наоборот, с пользой для развития экономики и социальной сферы – надо предусмотреть деньги.
 
Об образовании
В 2010 году расходы консолидированного бюджета страны на развитие образования достигнут почти 2 триллионов рублей… по сравнению с 2004 годом в 4 раза вырастут расходы на образование…
В ближайшее время будут приняты основные образовательные стандарты нового поколения. Начнётся формирование национальной системы оценки качества образования.
Региональные и муниципальные власти должны серьёзно заняться проблемами начального и среднего профессионального образования, которое находится в их сфере ответственности. Многие из наших ПТУ и техникумов словно застыли в прошлой, уже ушедшей эпохе. Нужно развернуть их в сторону современного производства и экономики, к рынку труда нужно развернуть. И существенно, совместно с работодателями, обновить содержание образовательного процесса в таких учебных заведениях.
Опыт создания Южного и Сибирского федеральных университетов помог нам отработать новые организационно-правовые формы развития вузов. А также современные механизмы финансирования и интеграции образования, науки и производства.
На федеральном уровне будут поддержаны и реализованы программы по созданию в России целой сети современных научно-образовательных центров. В перспективе речь может идти об организации 16–20 таких федеральных центров – как на базе вновь образуемых, так и уже существующих университетов.
В их структуру (помимо собственно университетов) должны влиться академические и отраслевые научно-исследовательские институты. А за счёт такой интеграции новые научно-образовательные центры смогут быстрее войти в число мировых лидеров, фактически превратиться в крупные национальные и международные исследовательские центры. И один из них мы обязательно создадим на Дальнем Востоке – он должен сыграть ключевую роль в развитии всего этого региона.
Вы знаете, мы готовимся к проведению АТЭС на Дальнем Востоке. И всё время задавались вопросы: «А что делать с этими зданиями, сооружениями, с теми ресурсами, которые мы вложим в подготовку этого крупного мероприятия?» Дмитрий Анатольевич Медведев предложил всё это, весь этот комплекс отдать под нужды образования, науки. Я считаю, что это замечательная инициатива.
В ближайшее время также будет принята федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 годы». В её рамках должно быть обеспечено решение ключевых задач по обновлению научно-педагогических кадров.
…250 миллиардов рублей на 5 лет на фундаментальную науку дополнительно будет выделено.
 
О здравоохранении
В 2010 году расходы консолидированного бюджета страны на … здравоохранение [достигнут] 2 триллионов рублей.
…по сравнению с 2004 годом в 4,5 раза [вырастут] расходы на здравоохранение.
Нас не могут устраивать сегодняшний уровень доступности и качества медицинской помощи, а также сохраняющееся бесправное положение пациентов. В этой связи нужно сформировать реально работающую модель медицинского страхования и обеспечить переход на современные механизмы финансирования, завершить разработку стандартов медицинской помощи.
… деньги в медицинские учреждения должны поступать за оказанные конкретные медицинские услуги. А у гражданина должно появиться право на выбор врача, медицинской организации и страховой медицинской компании. При этом следует развивать механизмы повышения ответственности гражданина за своё здоровье и разумное пользование такими общественными благами, как система здравоохранения. Но не следует при этом забывать и об ответственности самих медицинских работников перед пациентами.
… в 2008–2009 годах нужно будет принять все необходимые нормативно-правовые акты, а в федеральном законе «О бюджете» на 2010–2011 годы предусмотреть возможность выделения необходимых средств для улучшения деятельности всей системы здравоохранения. Подчеркну: вся организационно-подготовительная работа должна начаться уже в 2008 году.
О здоровом образе жизни
Для нас настоящим бедствием стали курение и пьянство. В России потребляют алкоголь и курят в 2 раза больше, чем в большинстве развитых стран. И бороться с этим злом надо, конечно же, не путём запретов или повышения цен.
… здесь мы не должны жалеть денег на спорт, на создание условий для полноценного отдыха, а также на эффективную информационную, пропагандистскую кампанию, пропаганду здорового образа жизни. И здесь нужен просто государственный заказ: просто увещеваниями, одними просьбами, конечно, мы не решим эту проблему.
О демографии
Это наша общая цель – развитие демографической ситуации в положительном направлении.
… наши с вами шаги в сфере демографии дают результаты, они были правильными. …за первые три месяца этого года в стране родилось на 34 тысячи детей больше, чем за тот же период предыдущего года. Рост составил  9 процентов.
Мы с вами приняли … решения: по уходу за ребенком, пособия женщинам до полутора лет на первого ребенка – 1,5 тысячи рублей; 3 тысячи – на второго ребенка, 40 процентов от заработной платы, если женщина работала. И плюс еще дополнительно – пособие по беременности и родам. У нас целая программа принята на этот счет.
Я согласен с тем, что мы должны развивать эту программу дальше, согласен с тем, что мы должны думать на этот счет. И если будут реальные, конкретные здравые предложения, они будут поддержаны обязательно.
 
О жилье
Приоритетами работы станут постоянное наращивание объемов вводимого жилья и увеличение его доступности для семей с разным уровнем доходов.
… наращивая объемы строительства, надо возводить жильё нового качества – используя энергосберегающие технологии и экологичные материалы.
… как можно скорее нужно запустить индустрию быстровозводимого индивидуального жилья. Уже в текущем году мы должны приступить к реализации крупных проектов по строительству новых районов малоэтажной застройки – проектов в каждом субъекте Российской Федерации.
Необходимо обеспечить ускоренное вовлечение в оборот новых земельных участков, их обустройство инженерной инфраструктурой. Для этого в соответствии с Указом Президента должен быть образован Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Предполагается передать ему земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и не используемые до сих пор по целевому назначению.
… нужно продолжить работу по улучшению условий кредитования на жилищном рынке и развитию ипотеки. Мы не должны забывать, конечно, и о строительстве социального жилья.
… Мы в два раза по сравнению с 2001 годом увеличили сейчас ввод жилья в России. Правда, только в прошлом году достигли уровня 1990 года. Это 62 с чем-то миллионов квадратных метров жилья. В этом году мы превысим этот объём. Наверняка, это будет 72 с лишним миллионов квадратных метров.
Но я считаю и уже говорил об этом: для того чтобы нам полностью решить задачу обеспечения наших граждан жильем, нужно вводить по одному метру квадратному на человека в год. Можем ли мы решить такую задачу? Полагаю, уважаемые коллеги, что впервые в истории России, вообще за всю российскую историю, мы такую задачу можем решить. Потому что строительный сектор развивается невиданными ранее темпами: 19 с лишним, 20 процентов, в некоторых регионах жилищное строительство зашкаливает за 30 с лишним процентов. Есть определённые ограничители и законодательного и объективно-экономического характера. За этими темпами роста жилищного строительства не успевает индустрия материлов строительных. Растут цены, не хватает земельных участков, не обеспечена должным образом правовая база. Вот эти НиПы и СНиПы, о которых я говорил, они все устаревшие и мешают развиваться отрасли.
До конца текущего года соответствующие подразделения Правительства взяли на себя обязательства пересмотреть все эти нормы. Я уже говорил об одном из первых указов Президента Российской Федерации – о развитии жилищного строительства, он так и называется, в котором предусматривается создание Фонда жилищного строительства, куда мы намерены передать не используемые по назначению федеральные земли.
… при вашей поддержке мы существенно продвинемся в решении этой задачи [жилищной проблемы в целом] в ближайшие 2–3 года…
 
О ветеранах
Уже принято решение, что к 9 мая 2010 года мы обязаны полностью решить проблему жилья для ветеранов. … Кроме того, в этом году инвалиды войны должны быть полностью обеспечены специальным автотранспортом или, при желании – смогут получить адекватную денежную компенсацию.
Об инновационной экономике
За счёт повсеместного внедрения инноваций мы должны развиваться путём улучшения инфраструктуры, модернизации социальной сферы и формирования максимально благоприятной среды для предпринимательской деятельности.
Инновационное развитие экономики для нас является приоритетом номер один. Диверсификация за счет инновационных отраслей – это главный приоритет в экономике. И, разумеется, без привлечения сюда необходимых кадров нам не обойтись. …
Принята программа – впервые за многие годы – по развитию фундаментальной науки. На эти цели выделено ни много ни мало 25 миллиардов рублей. Кроме того, на приоритетные направления выделено такое финансирование, которое раньше выделялось на всю науку. И, наконец, сейчас в Правительстве, ещё под руководством Виктора Алексеевича Зубкова, практически закончена работа над новой федеральной целевой программой как раз на 2009–2010 годы по развитию кадровой базы по подготовке новых специалистов.
Вчера на встрече с лидерами фракций Государственной Думы от них прозвучало предложение подумать над темой о том, чтобы создать условия для возвращения наших специалистов, которые работают сейчас за рубежом. Идея правильная, надо вместе с вами сделать это, но сделать таким образом, чтобы это не привело к ущемлению тех, кто здесь работает и никуда не уезжал.
 
Об инфляции
Нам прежде всего нужна макроэкономическая стабильность. В этой связи мы будем и дальше уделять самое пристальное внимание всем аспектам финансовой политики – в первую очередь, мерам, направленным на снижение инфляции.
… в целом у нас за первые четыре месяца текущего года 6,3 процента инфляции. К сожалению, растёт в этой структуре доля цен на продовольствие: она существенная. Она ниже, значительно ниже половины, но уже приближается к этой отметке, и это очень тревожный сигнал.
Каждый из нас на себе ощутил, как она «бьёт по карману». Причём первыми от неё страдают наиболее уязвимые слои населения. Так, если в прошлом году инфляция в среднем была 11,9 процента, то для малоимущих граждан она составила 14,5 процента – имею в виду те товары, которые они покупают. Необходимо в течение ближайшего года, ближайших лет выйти на однозначную цифру инфляции.
При определении объёмов расходов на выплату пенсий, зарплат бюджетникам и государственным служащим будет в полной мере учитываться динамика инфляции. Предусмотрена и регулярная индексация детских пособий и материнского капитала.
 
О налоговой системе
… сегодня мы уже значительно приблизились к тому, чтобы построить одну из лучших налоговых систем в мире – … систему, работающую на модернизацию экономики, рост инвестиций в инфраструктуру и новые технологии, в образование, здравоохранение и улучшение жилищных условий наших граждан.
Все законодательные инициативы в сфере налогообложения будут внесены Правительством в ходе текущей и осенней сессии Государственной Думы.
Во-первых, мы должны пойти на максимально возможное освобождение от налоговой нагрузки расходов граждан и организаций на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, оплату процентов по ипотечным кредитам.
Во-вторых, все организации, оказывающие социально значимые услуги (и государственные, и муниципальные, и частные), должны быть поставлены в равные налоговые условия при переходе на новые механизмы финансирования. Это будет важным шагом к развитию конкурентной среды и привлечению частных инвестиций, прежде всего, как я уже обозначил, в такие сферы, как здравоохранение, образование, культура.
В-третьих, для обновления производств нам понадобится либерализация амортизационной политики. Поэтому уже со следующего года должны быть внедрены дополнительные механизмы ускоренной амортизации отдельных категорий основных средств и прежде всего – технологического оборудования.
Нужно также расширить набор мер налогового стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, конечно, прежде всего по приоритетным для государства направлениям.
… мы изымаем в бюджет разными способами с помощью НДПИ и таможенных вывозных пошлин 75–80 процентов прибыли нефтяных компаний. В значительной степени из-за этого растёт количество выведенных из оборота низкодебетных скважин. Вяло идет разведка и разработка новых месторождений. В этой связи – для стимулирования роста добычи и переработки нефти – настало время принять решение о снижении налоговой нагрузки на этот сектор экономики. Необходимо также обеспечить эффективное администрирование ранее принятых решений по налоговому режиму для выработанных месторождений.
Сейчас идёт и серьёзная дискуссия о снижении налога на добавленную стоимость… не позднее августа этого года  мы должны окончательно определиться в отношении стратегии и тактики дальнейшего снижения налогового бремени: когда и на какую величину надо снизить налоги, чтобы создать дополнительные стимулы для экономического развития в стране.
И, наконец, необходимо избавить граждан и организации от траты времени на составление бумажек с никому не нужной информацией. Исполнение требований государства по уплате законно установленных налогов должно сопровождаться снятием бюрократических барьеров в этой сфере.
… ослабление налогового бремени – это значительный стимул к формированию благоприятного делового климата в стране. В связи с этим ждём и ответную реакцию со стороны бизнеса по выводу экономики из тени.
 
Об инфраструктуре
Наша ключевая задача – в максимальной степени снять ограничения для экономического роста, вызванные отставанием в развитии инфраструктуры.
… в развитии инфраструктуры мы во всё большей степени должны ориентироваться именно на частного инвестора. А для этого надо на долгосрочную перспективу обеспечить конкурентоспособные условия работы бизнеса в инфраструктурных проектах, в том числе за счёт новой тарифной политики.
— транспорт:
Правительство подготовило Стратегию развития транспорта до 2030 года, это в хорошем смысле амбициозный документ. Конкретные проекты будут определены в новой федеральной целевой программе развития транспортной системы на период до 2015года. Объём финансирования этой программы из всех источников составит более 13 триллионов рублей, в том числе 4,7 триллиона рублей – из федерального бюджета. Это значит, что в 2010 году финансирование из федеральных источников увеличится в два раза по сравнению с 2008 годом.
— тарифы и энергетика:
Так расточительно, как мы, не тратит ресурсы никто в мире. Государство должно стимулировать участников экономической деятельности к внедрению более эффективных технологий и одновременно с этим расширять адресную социальную поддержку граждан, причём и в достаточных объемах, и по доступным, необременительным, не унизительным для людей правилам.
… тарифное регулирование инфраструктуры должно строиться на следующих принципах. Во-первых, долгосрочные тарифы должны гарантировать инвесторам и кредиторам возвратность и рыночную доходность вложенных средств. Во-вторых, нужно связать уровень тарифа с качеством оказываемых услуг, экономически стимулировать снижение издержек.
Уже с июля этого года по такой новой методике будут реализованы пилотные проекты в распределительных электрических сетях. К 2011 году долгосрочное тарифное регулирование будет введено в энергосетях во всех регионах страны. В перспективе практика долгосрочных тарифов будет распространена на всю инфраструктуру. Мы с вами должны понять, что если не будет такой стабильности – не будет развития в этом секторе экономики.
Нам нужно, разумеется, не простое повышение тарифов в электроэнергетике, газовой сфере и на транспорте, а кардинальный рост энергоэффективности экономики в целом.
…Дело ведь не только в повышении тарифов – любые решения, принимаемые в экономике, должны быть сбалансированы. Мы не можем за счёт одного сектора экономики упускать другой. Так мы всегда будем действовать по известной поговорке: «Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос опять в грязи».
Нам нужны сбалансированные решения. И мы должны поддержать наших энергетиков, для того чтобы в конечном итоге вытащить всю экономику.
Конечно, разве это приятное дело – увеличивать цены и тарифы, тем более естественных монополий? Ну, давайте сходим тогда к бастующим железнодорожникам  и скажем, что им нужно потерпеть. Или возьмем и часть средств, намеченных на различные цели, направим на поддержку этих отраслей, в том числе и железнодорожного транспорта. Откуда мы эти деньги возьмём? Из бюджета. За счёт здравоохранения, бюджетников, образования, обороны. Хотите – давайте сделаем. Но это будет тогда ваше решение.
У нас другие предложения – предложения взвешенно подойти к этим проблемам… И развивать равноценно всю экономику страны, сопоставляя все наши шаги с последствиями того, что будет происходить в экономике в целом, в социальной сфере.
Об Авиапроме и судостроении
Поддержка развития этих отраслей будет одним из приоритетов Правительства. Уже создана Объединённая судостроительная корпорация. Правительство в 2009 году полностью завершит акционирование входящих в корпорацию государственных унитарных предприятий. Серьёзные цели поставлены и перед Объединённой авиастроительной корпорацией – к 2025 году войти в число ведущих самолетостроительных корпораций мира.
О сельском хозяйстве
… важнейшая экономическая, социальная и политическая задача – обеспечить устойчивую работу отечественного продовольственного рынка, застраховав его от резких ценовых колебаний в мире. Именно этими проблемами Правительство займется в первоочередном порядке.
… В наших крупных городах до 70 процентов завозится товаров продовольственных по импорту. Это, конечно, недопустимо много. И для того чтобы избежать роста цен, нам нужно развивать сельское хозяйство: прежде всего туда мы должны посмотреть.
Для того чтобы добиться значимых результатов по этому направлению, Правительством разработана целая программа действий. Вы знаете – наверняка, должны знать, сколько в последнее время, за последние два года выдано кредитов, дешёвых кредитов в сельском хозяйстве, для поддержания животноводства прежде всего, да и зерноводства тоже. Столько кредитных ресурсов селяне не получали, наверное, никогда. Это даёт отдачу. Но мы считаем, что и этого недостаточно.
Сейчас принято дополнительное решение по минеральным удобрениям. Вы знаете, мы серьёзно повысили вывозные таможенные пошлины. Доход бюджета составит примерно 12 миллиардов рублей. Все эти средства предполагается направить на нужды сельского хозяйства.
В ближайшее время намерены выделить еще 5 миллиардов рублей на поддержание программы комбикормов для птицеводства, еще 5 миллиардов рублей на птицеводство, 30 миллиардов рублей мы предполагаем дополнительно направить в уставной капитал сельхозбанка [Россельхозбанка], для того чтобы обеспечить зерновую программу и чтобы государство имело возможность регулировать цены на зерно, если они и дальше будут на мировых рынках расти.
 
о развитии финансового рынка и банковской системы
… в России может и должен быть сформирован один из крупных региональных финансовых центров мира. Это нужно для расширения источников финансирования нашего частного сектора и государства. … в наших собственных интересах – чтобы такой центр служил укреплению стабильности глобальной экономики и глобальных финансов.
Первое – надо оптимизировать существующую инфраструктуру и упорядочить систему государственного регулирования финансового рынка. В настоящее время одни и те же операции различных участников финансового рынка регулируются по-разному, что создает неравные конкурентные условия. Нужно также поддержать консолидацию финансовых институтов и внедрение современных систем расчетов.
Второе направление – это совершенствование законодательства в финансовой сфере, в том числе формирование норм права, регулирующих сделки с производными финансовыми инструментами. Знаете, что такое фьючерсы, опционы, форварды, кредитные ноты. Как это ни странно, до сих пор участники рынка вынуждены пользоваться иностранными нормами права, международными, в том числе английского права.
Третье – надо создавать по-настоящему массовый класс инвесторов. Люди даже со скромными накоплениями должны получить возможность приумножать их, вкладывая в различные отрасли национальной экономики. Для этого, в частности, нужно стимулировать появление крупных публичных компаний, успешное размещение их акций на внутреннем рынке.
… четвёртое – на рынке ценных бумаг надо сформировать комфортный налоговый режим.
… по всем этим направлениям до конца года должны быть приняты первоочередные законодательные решения и подготовлен чёткий план действий. И это наша с вами совместная работа.
О дебюрократизации и свободе предпринимательства
… нам в целом необходимо дальнейшее расширение предпринимательской свободы. В этой связи Правительство начнёт масштабную работу по устранению в экономике административных барьеров. Речь идёт в том числе о сокращении контрольных полномочий проверяющих органов, о замене разрешительных процедур при открытии и ведении бизнеса на уведомительные. Надо резко уменьшить перечень лицензируемых видов деятельности, а также товаров и услуг, требующих обязательной сертификации.
… следует расширять сферу применения обязательного страхования ответственности, как бы это ни было неприятно для участников бизнеса. Но придётся это сделать, если мы хотим переходить к нормальным цивилизованным процедурам и обеспечить интересы участников этого процесса.
… ещё в 2006 году был принят новый закон «О защите конкуренции». Необходимо заняться его действенной реализацией и проведением эффективной антимонопольной политики. Надо жёстко пресекать попытки монополистов засунуть руку в чужой карман.
… просил бы вас, уважаемые коллеги, поддержать подготовленный в Правительстве пакет антирейдерских законов, чтобы наконец покончить с этим реликтом 90-х годов.
 
О внешней экспансии национального капитала
… мы можем с выгодой для себя использовать целый ряд открывающихся сейчас новых возможностей, в том числе для внешней экспансии национального капитала (внешней экспансии – в хорошем смысле этого слова), а также для повышения доходности от инвестирования государственных финансовых резервов, расширения роли рубля в международных расчётах.
… наши коллеги из стран с развитой экономикой постоянно твердили нам о важности и целесообразности открытия своих экономик, о либеральном подходе к иностранным капиталовложениям и инвестициям. Мы так и делали. Но когда наши собственные возможности возросли, для наших компаний, действительно, часто рынок для инвестиций закрывается. Более того, по данным независимых международных экспертов, за прошлый год в силу принятия решений по политическим, как они считают, соображениям наши компании потеряли возможность вложить в экономики развитых стран где-то в районе 50 миллиардов долларов.
Мы поощряем и будем поощрять в рамках действующего законодательства инвестиционную деятельность наших компаний за рубежом. Почему? Потому что мы считаем, что это дополнительный шаг к интеграции России в мировую экономику. Это доступ к новым технологиям, к новым стандартам управления и так далее. Вот с этих позиций мы действуем, когда поощряем иностранные капиталовложения.
Действительно, иностранные капиталовложения в Россию – я боюсь быть неточным, но не сильно ошибусь – в 10 раз больше, чем наших за границей. Поэтому крик: «Караул, русские идут!» не имеет под собой никаких оснований. Мы будем доказывать нашим партнёрам, что российские инвестиции ничем не хуже, чем инвестиции из любых других стран, и уверен, что со временем наши партнёры это поймут.
… Мне представители наших крупных компаний рассказывали, как они приходили на некоторые рынки: там чуть ли не с плакатами выходили: «Караул, красные пришли!» – потом выяснилось, что сохраняются рабочие места, что развивается производство, у них складываются отличные отношения с депутатским корпусом стран пребывания их капитала. И все начинают понимать, что это взаимовыгодный процесс.
… когда мы наблюдаем за тем, что происходит в некоторых странах – а там принимаются законы, ограничивающие иностранные инвестиции, это очевидно, – мы со своей стороны тоже вынуждены соответствующим образом реагировать. И я благодарен депутатскому корпусу за принятие закона, который недавно был подписан мной как Президентом, о регулировании иностранных инвестиций, особенно в чувствительных для нас областях, в чувствительных сферах экономики и применительно к месторождениям, которые мы отнесли к разряду общенационального значения. Мы все будем делать на паритетных основах.
О государственном управлении
… нужно серьёзное улучшение всей системы государственного управления. Это касается как деятельности всех уровней исполнительной власти, местного самоуправления, так и вопросов, требующих серьёзного законодательного регулирования.
… у нас есть дополнительные возможности для дальнейшей передачи части федеральных полномочий регионам страны – разумеется, при одновременном внедрении системы объективной оценки работы органов исполнительной власти субъектов Федерации.
… целесообразно передать значительную часть функций, которые сейчас исполняют государственные органы, в негосударственный сектор, используя в дальнейшем механизм государственного заказа и возможности саморегулируемых организаций.
Нам в целом нужно определиться с масштабами, структурой и целями государственного сектора. Десятки предприятий, находящихся в полной собственности государства, не модернизируются, замыкаются исключительно на бюджетные деньги, работают, к сожалению, подчас в убыток. При этом отсутствует какая-либо мотивация к оптимизации расходов, к получению прибыли и качественному исполнению заказов.
Давно пора переходить на современные принципы осуществления государственных инвестиций и бюджетных расходов. Эти средства не должны уходить в песок, а должны приносить реальную, ощутимую отдачу.
То, что сегодня происходит в области государственных расходов, не выдерживает никакой критики. Стройки обходятся нам зачастую в разы дороже, чем аналогичные зарубежные объекты. … Энергетика дешевле, рабочая сила дешевле, да всё дешевле, а объект дороже. … не только воруют, хотя это само собой, и с этим нужно бороться с помощью прокуратуры и правоохранительных органонов, – у нас устаревшие системы оценок того, что нужно сделать, у нас всё считают по этим НиПам – СНиПам 60-х годов…
Столь же нетерпимая ситуация – с текущими расходами. Объём их ежегодно растёт, одновременно раздувается численность работающих в учреждениях и органах исполнительной власти, а результат на выходе – мягко говоря, сомнительный.
…Бюджет платит учреждению по факту его существования, а вовсе не за надлежащим образом оказанную услугу. Но когда приходит клиент с «живыми» деньгами, всё сразу меняется: за ним начинают бегать, трепетно ухаживать. Вывод из этого простой: бюджетные деньги тоже должны стать «живыми».
Там где это возможно, нужно переходить к финансированию государственных услуг на основе конкретного государственного заказа. При этом плату из бюджета органы власти и организации должны получать за услуги должного качества и объёма. В принципе, такие эксперименты проводятся и они проходят положительно.
О коррупции
… то, что есть уголовные дела в этой сфере, что уголовные дела возбуждаются в отношении любых лиц, где бы и на каком бы уровне они ни работали, – это хороший признак. Дай Бог, чтобы и дальше так было, чтобы правоохранительная система могла эффективно реагировать на то, что происходит в этой области.
Во-первых … нужно избавляться от избыточных функций по контролю, лицензированию, сертификации и так далее. Нужно убрать объективную базу для коррупции. … Но, конечно, это всё должно быть на основе здравого смысла: мы не можем ничего не контролировать и ничего не лицензировать. Нужно внимательно к этому подойти, но тем не менее вот эту коррупционную базу нужно снять.
Второе. Нужно, чтобы чиновники были самодостаточными и чтобы их доходы были серьёзными, чтобы было чем дорожить.
… третье. Законодательное обеспечение, нормативная база должны совершенствоваться. Вы знаете, что мы приняли на себя международно-правовые обязательства. Я со своей стороны в курсе того, что в Думе подготовлены соответствующие законодательные инициативы и законопроекты. Правительство будет готово поддержать ваши инициативы либо внести свои проекты законов как раз по борьбе с коррупцией. Готовы будем к совместной работе в этой сфере.
 
О Вооруженных силах
… поддержка армии и флота останется для нас безусловным приоритетом.
Начиная с 2001 года на вооружение было принято более 300 новых образцов военной техники. Этого недостаточно. … И главное, что в серию многие пока не идут. Вооруженные Силы их не закупают в нужном объёме – это всё нужно будет обеспечить.
В бюджет в полном объеме будут заложены средства, необходимые для обеспечения военнослужащих и граждан, увольняемых с военной службы, постоянным жильем к 2010 году. А к концу 2012 года должен быть окончательно сформирован фонд служебного жилья.
… существующая система денежного довольствия, несмотря на его регулярную индексацию, не позволяет достойно оплачивать ратный труд тех, кто обеспечивает безопасность страны, причём на самых ответственных участках, – тех, кто несет дежурство на подводных лодках и стратегических бомбардировщиках, в войсках ПВО и РВСН, служит в частях и подразделениях, которые играют ключевую роль в обеспечении обороноспособности России. … предлагаю создать для таких военнослужащих систему специального материального поощрения. И сразу, уже в 2009 году, направить на эти цели не менее 25 миллиардов рублей – с постоянным наращиванием этой суммы, с доведением этой суммы в последующие годы до уровня, необходимого для кардинального улучшения денежного довольствия всей данной категории военнослужащих.
О Государственной Думе
Для меня очевидно, что Правительство может быть по-настоящему сильным и эффективным лишь в том случае, если оно может в полной мере опереться на законодательную власть. Исходя из этих принципов намерен строить свое взаимодействие с Государственной Думой. Рассчитываю на такое же отношение, на такой же подход с вашей стороны, уважаемые коллеги.
… хочу поблагодарить нынешний состав Государственной Думы за конструктивное взаимодействие и поддержку всех выдвинутых в последние месяцы инициатив.
Рассчитываю, что и в дальнейшем законодательная власть будет действовать с федеральным Правительством в режиме сотрудничества и взаимной поддержки.
[о возможности создать постоянно действующий совет, в который вошли бы депутаты Государственной Думы, ответственные сотрудники Правительства и который на постоянной основе мог бы вести постоянные консультации с Правительством по наиболее острым, важным для экономики, социальной сферы вопросам]^
Я думаю, что это хорошее предложение, готов буду его реализовать. Но, кроме всего прочего, и я сам, и министры Правительства будут в постоянном контакте не только с лидерами фракций, но и с депутатскими группами и с фракциями Государственной Думы, в этом можете не сомневаться. По моему глубокому убеждению, без конструктивного взаимодействия с парламентом деятельность Правительства успешной быть не может.
 
О консолидации
Нам нужна консолидация политических сил и солидарность общества. Необходима слаженная работа всех ветвей власти. Их самое тесное партнёрство – в интересах всех граждан страны и успешного национального развития.
… Правительство будет ориентироваться на самое тесное партнёрство с органами государственной власти и местного самоуправления, с институтами гражданского общества и деловыми кругами.
 
О некоторых достигнутых положительных результатах
За последние годы Россия существенно окрепла. Мы обладаем достаточным ресурсным потенциалом, чтобы решать ещё более сложные задачи и цели. Дело за тем, чтобы накопленный нами потенциал был использован грамотно, эффективно, должным образом.
Объём нашего ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности валют, превысил 2 триллиона долларов США. По этому показателю Россия сейчас занимает седьмую позицию в мире, а по прогнозам международных экспертов, способна уже в текущем году шагнуть ещё на одну ступеньку вверх и обойти по объему ВВП такую страну «восьмерки», как Великобритания.
… мы всегда…, и в советское время, были только импортёрами. В Канаде закупали, в США. Сейчас мы вышли на вторую-третью позицию по экспорту зерна. Практически делим эту позицию с Канадой.
… кардинально увеличивающийся экономический потенциал России, значительные финансовые резервы – это та прочная основа, которая позволяет нам уверенно пройти через период нестабильности в мировой экономике.
О некоторых проблемах и вызовах
С производительностью труда, как вы знаете, у нас большие проблемы.
…мы пока крайне слабо представлены на динамичных рынках наукоёмкой, высокотехнологичной продукции. Замечу – не только на внешнем, но и на собственном даже, на внутреннем рынке страны.
… по очень многим параметрам мы всё ещё серьёзно проигрываем ключевым экономическим игрокам, которые, кстати, отнюдь не стоят на месте, они также развиваются.
Если мы не добьёмся прорыва на рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости, Россия обречена на уменьшение своей роли в развитии мировой экономики. За всем этим кроются серьёзные риски для существования нашей государственности, для обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства.