СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ АДЕКВАТНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Эффективное государственное управление в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности возможно только на основе системы за-конодательных актов, регулирующих указанные отношения, что обеспечивает пред-сказуемость и стабильность природоохранительной политики государства. В настоя-щее время отношения в области охраны среды регулируются на основе большого ко-личества федеральных законов, слабо взаимосвязанных, ориентированных, в основ-ном, на достижение узких секторальных (или ведомственных) задач охраны окру-жающей среды, природопользования и экологической безопасности.
Основополагающим актом законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды является Конституция Российской Федерации, в нормах которой закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду и информацию о ее состоянии. Составной частью правовой системы страны являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, в том чис-ле 16 Конвенций в области охраны окружающей среды и протоколов к ним.
К природоохранительному законодательству относятся федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об охране озера Байкал», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране атмосферного воздуха», 15 Указов Президента Российской Федерации, 140 постановлений Прави-тельства Российской Федерации, большой массив законодательных актов субъектов Российской Федерации.
Во многих законодательных актах регулируются отношения в сфере охраны и использования отдельных природных объектов – вод, недр, земли, лесов, животного мира (Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О недрах», Федеральный закон «О животном мире»), а также смежные отношения по обеспече-нию экологической безопасности хозяйственной деятельности, безопасности обра-щения с отходами, химическими и иными веществами, производства отдельных ви-дов продукции, а также правовой режим территорий с особым экологическим стату-сом (федеральные законы от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 2 мая 1997 года № 76-ФЗ, «Об уничтожении химического оружия», от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычай-ных ситуаций природного и техногенного характера», от 5 июля 1996 года № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельно-сти», от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и аг-рохимикатами» от 10 июля 2001 года № 92-ФЗ «О специальных экологических про-граммах реабилитации радиационно загрязненных участков территории», от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также целый ряд других федеральных законов).
Российская Федерация, являясь Стороной международных договоров в сфере охраны окружающей среды, должна выполнять обязательства по применению и со-блюдению международных норм и правил. Очевиден вклад в российскую природо-охранную и правоприменительную практику таких международных договоров как: Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972 г.) в части во-просов природного наследия; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 1973 г.), Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсар, 1971 г.), Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашинг-тон, 1946 г.), Соглашение о сохранении белых медведей (Осло, 1973 года), Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лон-дон, 1972 г.) и Протокол к ней (1996 года), Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 1979 г.) и протоколы к ней, Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (Париж, 1994 г.), Кон-венция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 1989 г.), Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 1985 г.) и Мон-реальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 1987 года), Рамочная Конвенция ООН об изменении климата и (Нью-Йорк, 1992года), Ки-отский протокол (Киото,1998 г.), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и многие другие. Однако участие в конвенциях часто носит формальный характер, и провозглашение в законодательстве Российской Федерации приоритета международ-ных норм не всегда находит отражение в законопроектной деятельности.
Федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей сре-ды», при сохранении многих принципиально значимых норм, не решает задачи по созданию единой правовой основы развития законодательства в области охраны ок-ружающей среды. Большое количество декларативных и бланкетных норм не позво-ляет эффективно его применять. Реализация данного закона требует принятия целого ряда нормативных правовых актов. Подтверждением необходимости установления в максимально возможной степени норм прямого действия в законодательных актах в сфере охраны окружающей среды может служить опыт реализации отдельных феде-ральных законов.
Запуск государственной системы экологической безопасности и охраны среды предполагает разработку законодательных и нормативных актов, стратегий, планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки, регулирования, контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Экологи-ческая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Прави-тельства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р., в настоящее время является основополагающим документом, определяющим государственную политику и Российской Федерации в области охраны окружающей среды и экологи-ческой безопасности, ее цель, направления, задачи и принципы на период до 2010 го-да.
Цель, задачи и принципы государственной политики в природо-охранной сфере.
Цель государственной политики в природоохранной сфере — сохранение природ-ных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для ус-тойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья насе-ления и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Государственная политика строится на следующих принципах:
устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономиче-ской, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности раз-вития человеческого общества при деградации природы;
приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по от-ношению к прямому использованию ее ресурсов;
справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйст-венной деятельности, учет отдаленных экологических последствий;
отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природ-ные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окру-жающей среды;
открытость экологической информации;
участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окру-жающей среды и рационального природопользования.
Направления государственной политики в природоохранной сфере.
Устойчивое природопользование.
Обеспечить разработку нормативной правовой базы по:
ориентации природопользования на цели устойчивого развития Российской Фе-дерации, экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных, биологических, минеральных и других ресурсов;
экономическому стимулированию сокращения в структуре национальной эко-номики предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы,
развитию наукоемких высокотехнологичных производств,
ориентации хозяйствующих субъектов- природопользователей на инновацион-ное развитие и поддержку научных исследований;
сохранению разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутрен-ней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству;
полному использованию извлеченных полезных ископаемых и добытых биоло-гических ресурсов, минимизация отходов при их добыче и переработке;
минимизации ущерба природной среде при разведке и добыче полезных иско-паемых.
Сохранение окружающей среды, ресурсосбережение, адаптация экономики к глобальному изменению климата.
Оптимизировать нормативную правовую и нормативно-техническую баз по:
внедрению наилучших существующих технологий;
переходу на технологическое нормирование во всех сферах хозяйственной дея-тельности;
экономическому стимулированию технологического перевооружения модерни-зации водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
поддержке экологически эффективного производства энергии, включая исполь-зование возобновляемых источников и вторичного сырья;
развитию систем использования вторичных ресурсов и переработке отходов;
снижению потерь энергии и сырья при транспортировке за счет экологически обоснованной децентрализации производства энергии;
модернизация и развитие экологически безопасных видов транспорта, транс-портных коммуникаций и топлива;
переходу к экологически безопасному транспорту;
развитию экологически безопасных технологий реконструкции жилищно-коммунального комплекса и строительства нового жилья;
поддержке производства товаров, рассчитанных на максимально длительное ис-пользование.
Сохранение и восстановление экосистем.
Гармонизировать и модернизировать нормативную правовую базу по:
созданию и развитию природного заповедного фонда России в качестве неотъ-емлемого компонента экономического развития регионов, сохранению уникальных природных комплексов;
сохранению и восстановлению природных экосистем, предотвращению их фрагментации в процессе хозяйственной деятельности.
Приоритеты в обеспечении экологической безопасности.
Основной приоритет — безопасность при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду. Один из действенных правовых и экономических меха-низмов – страхование гражданской ответственности.
Приоритеты в здравоохранении, требующие постоянного контроля и надзо-ра со стороны государства.
оценка и снижение экологических рисков здоровья населения;
обеспечение качества воздуха и воды в соответствии с установленным нормами;
обеспечение населения экологически безопасными продуктами питания, в том числе контроль за ввозом, производством и оборотом продуктов питания и их компо-нентов, полученных из их генетически измененных форм;
обеспечение экологической безопасности жилья, одежды, бытовой техники и других предметов домашнего обихода.
Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных си-туаций, в том числе, разработка и осуществление мер по снижению риска чрезвы-чайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
Предотвращение терроризма.
Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и ге-нетически измененных организмов
Основные пути и средства реализации государственной политики.
1. Оптимизация системы государственного управления, в том числе,
регламентирование четкого разграничения полномочий и ответственности меж-ду федеральными и региональными органами государственной власти и органами ме-стного самоуправления в области контроля и надзора за использованием ресурсов и состоянием окружающей среды;
приоритет природоохранных проблем при регулировании отношений собствен-ности;
создание правовой базы прямого действия, без отсылочных норм и правил, рег-ламентирующей государственный, производственный и общественный экологиче-ский контроль,
создание нормативной правовой и нормативно-технической систем экологиче-ского менеджмента и аудита;
развитие системы нормирования и контроля качества окружающей среды с ус-тановлением единых требованиях к хозяйствующим субъектам;
совершенствование правового механизма государственной и общественной эко-логической экспертизы.
2. Правовое обеспечение, в том числе,
совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения аде-кватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости,
устранение противоречий между законодательством в области охраны окру-жающей среды и нормами иных отраслей права,
разработка и принятия федеральных правовых актов с нормами прямого дей-ствия, незамедлительное обеспечение реализации законодательных актов путем при-нятия в «одном пакете» подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов,
гармонизация законодательства Российской Федерации в области охраны окру-жающей среды и норм международного права в рамках обязательств Российской Фе-дерации по международным договорам, закрепление в правовой системе Российской Федерации международных экологических норм и правил,
развитие и активизация судебных механизмов разрешения противоречий и спо-ров между интересами населения, субъектов хозяйственной деятельности и государ-ства в области охраны окружающей среды,
укрепление системы прокурорского надзора и реализация мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды,
совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба в резуль-тате экологических правонарушений и/или осуществление экологически опасных ви-дов деятельности,
обеспечение применения механизмов прекращения незаконной деятельности и компенсации ущерба.
3. Экономические и финансовые механизмы
включение в экономические показатели развития национальной экономики пол-ной стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции и стои-мости природоохранных работ (услуг), обеспечение перехода в сфере природополь-зования к системе рентных платежей, учет стоимости «экологических легких» стра-ны – лесов и Мирового океана;
полномасштабная реализация международного принципа «загрязнитель пла-тит»: обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения, создание полноценного ме-ханизма взимания с хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих природные ресур-сы, платежей и их целевое использование на сохранение и восстановление природ-ной среды, прекращение пагубной практики наполнения бюджетов всех уровней за счет «экологических» платежей, разработка научно обоснованной методики опреде-ления размера компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности,
создание системы оценки социально-экономической эффективности природо-охранных мероприятий с последующим обеспечением финансирования из бюджетов различных уровней и внедрением механизмов частно-государственного партнерст-ва, формирование и применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки,
создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих использо-вание экологически чистых технологий (наилучших существующих технологий), то-варов и услуг, формирование системы экологических рейтингов производств;
совершенствование механизмов изменения форм собственности и купли-продажи земли, природных ресурсов и хозяйственных объектов с учетом задач со-хранения и восстановления природной среды,
установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхо-вание и страхование гражданской ответственности при техногенных авариях и ката-строфах, связанных с возможным негативным воздействием на окружающую среду;
содействие созданию систем социальной ответственности хозяйствующего субъекта, внедрению экологического менеджмента и экологического аудита, под-держка предпринимательства в сфере охраны окружающей среды,
использование схем международных финансово-экономических расчетов с уче-том вклада стран в обеспечение глобальной устойчивости биосферы.
5. Экологический мониторинг и информационное обеспечение, создание правовых механизмов защиты экономики от последствий глобального измене-ний климата.
развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории страны, оптимизация нормативной базы, регламентирующей взаимодей-ствие федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государствен-ный экологический мониторинг, включая формирование фонда информационных ре-сурсов,
инвентаризация территории для выявления и специальной охраны земель, при-годных для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, водных объектов со стратегическими запасами питьевой воды, природных комплек-сов, выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих особым рекреационно-оздоровительным значением;
обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды и воз-можных экологических угрозах; бесплатный доступ граждан к информации, инфор-мационное обеспечение учета результатов государственной экологической эксперти-зы всех проектов, программ и объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.
6. Инновации и научные исследования.
разработка природоохранной составляющей стратегического прогноза развития России и развития экономики страны на долгосрочную перспективу (до 2020 года),
исследование возможного глобального и регионального изменения климата и его последствий для экономики,
разработка экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, про-изводств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования,
разработка научных принципов и технологий использования возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничье-промысловых, лекарственных и др.), обеспечивающих их устойчивое воспроизводство,
разработка методологии и методов эколого-экономической оценки, в том числе определение стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции, для использования при принятии решений в различных отраслях экономики Россий-ской Федерации,
оптимизация основ определения экологических рисков в целях создания систе-мы управления качеством природной среды,
разработка средств и методов утилизации отходов производства и потребления и опасных отходов,
изучение связи между демографической ситуацией, заболеваниями людей и из-менениями окружающей среды и климата,
разработка и развитие современных методов экологического мониторинга, а также информационных технологий в целях государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
7. Экологическое образование и просвещение
создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологи-ческого образования и просвещения;
включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны ок-ружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;
разработка государственных стандартов образования, ориентированных на разъ-яснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации;
8. Развитие гражданского общества как условие реализации государствен-ной политики в природоохранной сфере.
9. Региональная политика в области экологической безопасности и охраны окружающей среды.
Основными задачами в этой области являются экологически обоснованное раз-мещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное ис-пользование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для ус-тойчивого развития страны.
Для этого необходимы:
внедрение природно-ландшафтного, в том числе бассейнового, принципа управ-ления природными комплексами;
концентрация имеющихся и создаваемых производств на уже трансформирован-ных землях и в районах с развитой инфраструктурой;
резервирование на основе эколого-экономического обоснования, в том числе ис-ключение из хозяйственного использования, территорий, еще не освоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью, либо непревышение экологической емко-сти природных систем при освоении этих территорий;
учет задач по сохранению целостности природных комплексов в процессе тер-риториального планирования;
расширение практики использования местных природных, сырьевых и энергети-ческих ресурсов на основе экологически чистых технологий;
обеспечение приоритетного участия местного населения, в том числе, коренных малочисленных народов, в выборе стратегии развития территорий, на которых они традиционно проживают.
10. Международное сотрудничество
участие Российской Федерации в консолидации усилий мирового сообщества по сохранению окружающей среды, в том числе в разработке и выполнении между-народных договоров по ее охране;
упреждающее воздействие на процесс глобализации путем активного участия Российской Федерации в международных переговорах, касающихся использования природных ресурсов, трансграничного перемещения технологий, товаров и услуг, способных нанести экологический ущерб населению и природной среде.
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ ДЕЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Необходимость комплексного рассмотрения вопросов о создании действенной системы экологической безопасности в Российской Федерации определяется наличи-ем объективного противоречия в самой природе природоохранной деятельности, яв-ляющейся важнейшим элементом социально-экономического развития страны. С од-ной стороны, природоохранная деятельность является специализированным видом деятельности, обособившимся в системе общественного разделения труда, а с другой, — эта деятельность является обязанностью как каждого члена общества, так и общест-ва в целом и всех его институтов. Поэтому построение системы экологической безо-пасности возможно только при условии участия в работе этой системы всех органов исполнительной и законодательной власти на всех уровнях, всех предприятий, орга-низаций и учреждений и собственно членов общества.
Система экологической безопасности должна обеспечивать координацию дея-тельности всех названных элементов таким образом, чтобы сохранить окружающую среду в интересах настоящего и будущих поколений. Необходимость создания такой системы была декларирована в Концепции устойчивого развития, принятой в 1996 году, но не реализованной в тех временных рамках, которые в ней были определены.
Важнейшей причиной нереализованности названной концепции и возникнове-ния существующего состояния проблемы экологической безопасности является от-сутствие единого федерального органа, координирующего экологическую безо-пасность в стране и наделенного всеми необходимыми полномочиями по организа-ции природоохранной деятельности и контроля за состоянием природных ресурсов. Характерная для современной организации управления социально-экономическим развитием страны рассредоточенность этих полномочий, по существу, делает ответ-ственными за экологическую безопасность в целом «всех вообще и никого в частно-сти». При такой ситуации обеспечить действенность системы экологической безо-пасности, сложившейся в Российской Федерации, невозможно.
В самом укрупненном виде деятельность по обеспечению экологической безо-пасности может быть представлена как процесс выполнения следующих функций:
1. регулирование использования природных ресурсов;
2. регулирование воздействия на окружающую среду;
3. ликвидация ранее накопившихся последствий воздействия на окружающую среду и чрезвычайных ситуаций.
Для выполнения каждой из этих функций в свою очередь должны быть преду-смотрены следующие виды обеспечения их реализации:
• Нормативное правовое, включая разработку и своевременное внесение изменений в действующие законодательные акты, разработка стандартов и технических регламентов в этой области, а также участие в выработке норм и правил международного сотрудничества, обеспечивающего ин-тересы России в природоохранной сфере;
• кадровое, включая подготовку и переподготовку специалистов, осуще-ствляющих природоохранную деятельность, и создание специализиро-ванных обучающих программ;
• финансовое и материально-техническое, включая определение потреб-ности в финансовых ресурсах для обеспечения экологической безопас-ности, разработку и использование экономических механизмов эффек-тивного использования финансовых ресурсов, создание и эксплуатацию высокотехнологичных природоохранных сооружений, оборудования и инструментов, а также разработку наукоемких подходов и методов ис-пользования природных ресурсов, средства для организации мониторин-га окружающей среды;
• контроль, включая наблюдение за состоянием окружающей природной среды, контроль за характером и масштабами использования природных ресурсов, экологический аудит, экологическая экспертиза, другие.
Перечисленные элементы функционирования системы экологической безопас-ности в настоящее время рассредоточены практически по всем федеральным и регио-нальным органам государственной власти (таблица). Однако, единый федеральный орган, обеспечивающий координацию, отсутствует. Вместе с тем, усилия в части нор-мативного правового и кадрового обеспечения, а также организации контроля, долж-ны быть скоординированы, так как в противном случае весьма вероятно проявление ведомственности, что наблюдается в настоящее время.
Создание единого органа в области обеспечения экологической безопасности, в первую очередь, позволит не только всесторонне и комплексно оценить эффектив-ность уже действующего законодательства в этой области и определить потребности в его корректировке, но и компетентно определить пробелы в существующем законо-дательстве и потребность в подготовке и принятии новых законопроектов. При этом существенно возрастут возможности и эффективность деятельности Комитетов и Комиссий Государственной Думы в вопросах обеспечения экологической безопасно-сти страны и более четко может быть регламентировано взаимодействие этих коми-тетов с органами исполнительной власти.
В настоящее время весьма важным моментом при организации действенной системы экологической безопасности в Российской Федерации является переосмыс-ление существующей методологии в области управления охраной природы и обес-печении экологической безопасности. Она должна быть более четко скоординирована с общей методологией устойчивого развития, основы которой были заложены в при-нятой Концепции. При этом с учетом реального хода реализации этой концепции, а также положений Экологической доктрины Российской Федерации должна быть под-готовлена Стратегия устойчивого развития (разработка Стратегии была преду-смотрена в рамках Концепции, но так и не была разработана), в составе которой мо-гут быть представлены методологические основы обеспечения экологической безо-пасности Российской Федерации. Существенное место в этой методологии должно быть отведено вопросам формирования и функционирования экономических меха-низмов, ориентированных на стимулирование соблюдения требований природо-охранного законодательства и предусматривающих значительные экономические санкции за несоблюдение таковых.
Отдельным моментом в методологии управления экологической безопасно-стью должны стать вопросы ликвидации последствий накопленных многолетних негативных воздействий на окружающую среду, а также последствий крупных техногенных аварий и катастроф. Здесь следует говорить о создании специальных зон экологического бедствия, производство и социально-экономическое развитие ко-торых должно быть ориентировано на иные, нежели в целом по стране, экономиче-ские принципы, так как возможности эффективного функционирования производств на этих территориях и одновременная ликвидация экологических проблем потребуют весьма широкого использования механизмов льгот и преференций. При этом сущест-венная роль должна отводиться механизмам частно-государственного партнерст-ва.
При надлежащей организации работ по созданию действенной системы эколо-гической безопасности Российской Федерации должны быть существенно повышена степень участия общественных организаций, объединений, отдельных граждан в ре-шении проблем экологической безопасности. Это особенно важно не только собст-венно для решения экологических проблем, но и для ускорения процесса формирова-ния гражданского общества в нашей стране, поскольку вся природоохранная дея-тельность и обеспечение надлежащего качества окружающей среды направлено на улучшение жизни всех граждан России. Это позволит эффективно решать такие, уже поставленные в повестку дня руководством страны проблемы, как развитие демогра-фического потенциала и улучшение здоровья нации