Почему важно определиться, что нас объединяет в плане международного измерения? Понимание Россией того, что сегодня происходит в мире крайне важно. Сегодня в мире складывается огромное противостояние двух представлений о механизмах развития цивилизации.

Первое – то, что возникло после «демократической революции» и стало либеральной псевдорелигией, которую пытаются представить как всеобщую гражданскую религию. Это очень своеобразно понимаемые ценности либерализма. С глубочайшим уважением отношусь к подлинным ценностям либерализма, но это несколько иное.

Вырванные из исторического контекста ценности рассматриваются как вечные и неизменные, и превращаются в общий критерий глобального развития. Все бы ничего, если бы эти ценности еще не начали двигать политическими институтами. Драма, а зачастую и трагедия мира состоит в том, что продвижение этой глобальной либеральной религии в мире неизбежно приводит к внутренним конфликтам во всех тех странах, которые не прошли либеральную трансформацию.

Национально ответственные элиты и широкие народные массы не готовы отказываться от своих национальных, религиозных ценностей и от национальных интересов во имя глобального порядка. В этом смысле продвижение глобальной либеральной религии неизбежно генерирует систему внутриполитических конфликтов. Платой за продвижение глобальной псевдолиберальной религии является череда революций, за которыми теперь уже десятки миллионов жертв.

<…>

Ответственная политика должна учитывать национальные традиции, национальные религии и национальные интересы в качестве критериев выстраивания национальной политики.

<…>

Еще один вид нового экстремизма – псевдомусульманский. Это не мусульманский. Это искаженные мусульманские ценности. Мы на поле боя сегодня имеем два вида экстремизма. Россия взяла на себя огромную глобальную ответственность противостоять им обоим.

В чем еще наша большая проблема? Наши оппоненты, так сложилась судьба, что большинство из них я за длинную жизнь знаю лично, говорят, что многополярный мир невозможен, потому что непонятно, как выстраивать правила. Когда есть однополярный, двухполярный мир – это понятно. Либо единые правила для всего мира, либо каждая страна выстраивает правила на своей подотчетной территории. Такой порядок легко сохранить.

Многополярный мир, построенный на конфликте, это надо трезво понимать, на конфликте ценностей и интересов, вряд ли может быть устойчив. То, что Россия недавно начала и продолжает делать в Сирии, это, как говорят математики, модель многополярного мира.

Удалось показать теорему существования, что при конфликте интересов, при конфликте ценностей, религий и традиций удается выстроить действующую модель многополярного мира. Успех в Сирии – это доказательство того, что строительство многополярного мира, очень трудно выстраиваемого, с огромными усилиями и трудностями возможно на примере Сирии.

Что нас объединяет? Нас должна объединить ценностная, активная, нравственно-этическая поддержка этого курса, основанного и опирающегося на национальные ценности и традиции, национальные интересы России, продвигающие многополярный мир. Да, мир трудный, конфликтный, но единственный, который сегодня возможен.

Крайне важно сегодня обеспечить широкую поддержку. И лна сложилась в нашем обществе. Тут я вспоминаю, что ничего россияне так не поддерживают, как российскую внешнюю политику. Тем не менее, должно быть еще понимание, что это не только интересы, что это еще ценности сохранения жизней миллионов людей.

Святейший Патриарх говорил, что активное участие наших Вооруженных Сил спасло миллионы христиан на Ближнем Востоке. Это к вопросу о том, что политика интересов имеет еще и напряженное нравственное измерение. Когда нам начинают говорить, что вы отстаиваете интересы нефтяников, это не так. За этим стоит спасение миллионов христиан. Огромное количество людей было спасено нашей энергичной внешней политикой.

Вопрос о международной интеграции сегодня не имеет иного измерения, кроме поддержки многовекторного, многополярного мира. Когда наши оппоненты – мы их деликатно называем «оппоненты», реально это наши враги – указывают на то, что у нас евразийское сообщество идет конфликтно, в этом нет ничего удивительно. Конечно. Все отстаивают свои интересы. Вопрос гармонизации этих интересов и есть миссия российского лидерства на новом этапе мирового развития.

Иосиф Дискин, член Общественной палаты, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

Секция «Международная интеграция и глобальное развитие» в Общественной палате 28 июня